Nature Communications: стрептококки воруют фолиевую кислоту у людей

Австралийские ученые из Института Telethon Kids обнаружили ранее неизвестный механизм ускользания бактерий от действия антибиотиков. Их научная работа опубликована в журнале Nature Communications.

По словам экспертов, бактерии имеют возможность обмениваться генами, которые ответственны за устойчивость к антибиотикам. Механизмы устойчивости напрямую инактивируют антибиотики, что предотвращает накопление антибиотиков в бактериях или мутацию систем, на которые нацелены антибиотики.

Ученые объяснили, что некоторые антибиотики (например, сульфаметоксазол) блокируют производство фолиевой кислоты, следствием чего является остановка роста бактерий. Было установлено, что стрептококки группы А способны «воровать» производные фолиевой кислоты у хозяина, которого они заразили. Ген thfT отвечает за эту способность.

По словам специалистов, стрептококки группы А вызывают ангину и кожные инфекции. Но помимо этого они способны привести к системным инфекциям, в числе которых скарлатина и синдром токсического шока.

Ученые объяснили, что в какой-то степени из-за чрезмерного использования антибиотиков, супербактерии накопили множество механизмов устойчивости. В мировой статистике из-за этого умирает свыше миллиона граждан. По словам экспертов, сегодня супербактерии поселились даже в диких животных, включая дельфинов и медведей. В связи с этим очень важно понимать механизмы устойчивости, чтобы была возможность противодействовать им, например, назначив другой тип антибиотиков.