Nature Microbiology: медики из университета Дьюка узнали, как ВИЧ избегает лекарств

Ученые из Медицинской школы Университета Дьюка рассказали, что иммунный ответ организма, который развился для борьбы с инфекциями, превращает ВИЧ в неизлечимое заболевание. Инфицированные клетки становятся неактивными, а через годы после заражения могут начать производить новые вирионы. Исследовательская работа опубликована в журнале Nature Microbiology.

«ВИЧ оказался неизлечимым из-за латентно инфицированных ВИЧ Т-клеток (иммунные клетки), на которые не действуют ни противовирусные препараты, ни иммунный ответ. Эти клетки могут спонтанно выходить из латентного состояния и начинать вырабатывать ВИЧ даже спустя годы после заражения. Из-за этого людям приходится всю жизнь сидеть на терапии. Происхождение этих латентно инфицированных клеток остается неизвестным», — рассказали специалисты.

По словам ученых, результаты исследования указали на белки SMC5 и SMC6, так как именно они участвуют в функционировании и восстановлении хромосом клетки.

Когда ВИЧ оказывается в человеческом организме, он начинает заражать CD4 и Т-клетки иммунной системы. Затем вирус создает молекулу ДНК, которая интегрируется в хромосому клетки хозяина, и уже там она производит новые вирусные частицы. При помощи этого процесса ВИЧ способен поражать больше клеток.

Эксперты также выяснили, что белковый комплекс SMC5 и SMC6 инициирует в некоторых инфицированных клетках процесс, заставляющий ДНК вируса перейти в латентное состояние. Следовательно, ни лекарства, ни иммунитет просто не способны их уничтожить.

Исследование указало на то, что латентность возникает не из-за внутренних свойств ВИЧ, а из-за неудачного побочного эффекта клеточного иммунного ответа. Этот ответ, по всей видимости, развивается, чтобы заставить «замолчать» чужеродную ДНК.

По словам ученых, их исследовательскую работу можно будет взять за основу для создания потенциального средства от ВИЧ.