Первые континенты Земли поднялись из океана на 700 млн лет раньше, чем считалось ранее

Австралийскими учеными из Университета Монаша установлен возраст первых континентов Земли. Для этого они изучили горные породы восточной Индии. Исследование было опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Сообщается, что измерение относительного количества высвободившихся элементов помогло экспертам оценить возраст отложений. Оказалось, что первые континенты сформировались 3,3-3,2 миллиарда лет назад.

По существующей в научном мире гипотезе, процесс формирования континентов не был связан с тектонической активностью. Они поднялись из мирового океана, покрывавшего всю Землю, после 300-400 миллионов лет непрерывной вулканической активности. Таким образом, кратон (древняя платформа) Сингбхум мог возникнуть из скоплений лавы. Постепенно его кора достигла 50 км и стала настолько массивной, что всплыла на поверхность воды. Следы подобных кратонов были обнаружены в Южной Африке и Западной Австралии.

Появление суши привело в движение ряд процессов, которые в конечном итоге сделали планету гораздо более благоприятной для жизни. Кратоны выветривались, и питательные вещества с их поверхности попадали в океаны. Из-за этого воды были насыщены фосфором и другими питательными веществами.

На первых континентах появились небольшие бассейны, более теплые и благоприятные для развития жизни, чем глубокий океан. Жившие там микроорганизмы выделяли в воздух кислород.

По мнению исследователей, появившаяся суша снизила уровень углекислого газа в атмосфере, в результате чего климат был охлажден. В некоторых широтах могли возникнуть ледники.

“Это был первый шаг к тому, чтобы сделать Землю более пригодной для жизни”, – делятся ученые.