PNAS: биологи узнали, как превратить комаров в “вечных подростков”

В журнале PNAS опубликована статья, в которой биологи из Калифорнийского университета в Риверсайде (США) рассказывают о новом исследовании, цель – найти новое поколение инсектицидов, которые будут воздействовать на “гормоны линьки” и предотвращать взросление комаров, не затрагивая при этом других насекомых.

PNAS: биологи узнали, как превратить комаров в "вечных подростков"

Комары, помимо того, что доставляют неудобства, являются переносчиками многих заболеваний, в том числе очень серьезных и даже смертельных, таких как малярия. Поэтому продолжается поиск методов, позволяющих ограничить их популяцию и, при необходимости, быстро подавить.

Ученые пытаются вывести линии насекомых, неспособных оставлять свой помет, чтобы они конкурировали с обычными комарами и тем самым сокращали их численность. Но эти эксперименты не всегда оказываются успешными. Еще одно направление, которое заинтересовало ученых, — создание веществ, подавляющих линьку и развитие взрослых особей.

Линька происходит с помощью стероидного гормона экдизона. Несколько лет назад японские ученые обнаружили, что экдизон у дрозофилы зависит от транспортных белков, которые активно переносят гормон через клеточные мембраны. Подобные транспортеры есть и у других насекомых.

От них зависит процесс линьки и развития насекомых. Они также обнаружили, что из четырех таких белков у комаров есть три, которые активны на разных стадиях их развития. Если блокировать эти три белка, то мухи-дрозофилы развиваются нормально благодаря работе четвертого из них, но у комаров процесс развития останавливается.

Теоретически это позволит контролировать популяцию опасных Aedes, не затрагивая других насекомых, сохранивших “полный набор” EcI. Ученые уже начали поиск веществ, которые окажут нужное воздействие комариных переносчиков экдизона.