Разработан простой метод обнаружения яда в фруктах и овощах даже при низких концентрациях

Международной группой учёных, в составе которой были и российские специалисты, найден простой и экономичный способ обнаружения ядовитого вещества тиабендазола даже в небольшой концентрации в фруктах и овощах.

Известно, что тиабендазол используется для борьбы с плесенью, а также в качестве консерванта. В России он запрещен для использования. Но его применяют в целях защиты плодов от вредителей, потому что они сначала попадают в почву, а после в плоды.

“Тиабендазол токсичен для человека. Среди основных признаков отравления: тошнота, рвота, головная боль, сонливость, лихорадка. Попав в организм, тиабендазол может привести к печеночной недостаточности, нарушить развитие плода у беременных или вызвать аллергическую реакцию. Токсическое действие этого консерванта на живые организмы признано опасным Управлением по контролю за продуктами и лекарствами Европейского союза и другими подобными организациями”, – рассказывает доцент НИЯУ МИФИ (ИНТЭЛ) Константин Катин.

Сообщается, что учёные предлагают использовать для обнаружения тиабендазола в плодах специальный растворитель, который при контакте с этим веществом вызывает его свечение. Протестировав множество вариантов, ученые нашли подходящий молекулярный комплекс на основе бетаина и пирослизевой кислоты.

В ходе проведения исследований подбиралось подходящее молярное соотношение кислот, позволившее обнаружить даже самые маленькие концентрации тиабендазола (до 1 мкг/л), которые есть во всех фруктах и овощах. А средняя допустимая концентрация тиабендазола составляет 5 мг/л.

Состав химического комплекса был подобран с помощью DFT-расчетов (density functional theory — теория функционала плотности) и сравнения электронного строения молекул тиабендазола и других веществ.

Следует отметить, что в исследовании, кроме учёных России принимали участие специалисты Турции, Саудовской Аравии и Ирана.

Подробнее об этом можно прочитать на страницах журнала Microchemical Journal.