Редактированием генома CRISPR-Cas9 биологи из США создали злобных, но общительных хомяков

В Proceedings of the National Academy of Sciences опубликована статья, описывающая создание биологами из Университета Джорджии агрессивных, но общительных хомяков с помощью редактирования генома, сообщает Газета.ру.

Ученым известно, что гормон вазопрессин влияет на рецептор Avpr1a, который регулирует социальное поведение. С его помощью регулируется установление дружеских отношений вплоть до создания пары, а также проявление доминирования и агрессии. Используя технологию редактирования генома CRISPR-Cas9, исследователи деактивировали рецептор Avpr1a у хомяков и наблюдали, как это повлияло на их поведение.

“Мы были очень удивлены полученными результатами. Мы ожидали, что если мы устраним активность вазопрессина, то снизим и агрессию, и социальное взаимодействие. Но произошло обратное”, — отметили они.

Хомячки, лишенные рецептора Avpr1a, были гораздо более общительными, чем их здоровые собратья. Это также нивелировало разницу в проявлении агрессии по отношению к собственному полу как у самцов, так и у самок, демонстрирующих одинаково высокий уровень агрессии. Ранее ученые считали, что рецептор Avpr1a необходим для усиления эффекта вазопрессина, но, возможно, наоборот, он подавляет его действие.

Реакция хомяков на стресс больше похожа на человеческую, чем у других грызунов, поэтому дальнейшие наблюдения позволят больше узнать о поведении человека, надеются исследователи.