SA: найден механизм извержения вулкана Тонга в 2022 году

Международная группа геологов и вулканологов США, Новой Зеландии и Тонги раскрыли состояние магматической системы под вулканом Хунга-Тонга-Хунга-Хаапай до и после катастрофического извержения в 2022 году. Исследовательскую работу экспертов опубликовал журнал Science Advances (SA).

В ходе извержения вулкана его кальдера полностью обрушилась, шлейф пепла достиг высоты в 58 км. Из-за подводных оползней возникло цунами, которое достигло берегов США и Японии. При этом подводное расположение вулкана и механизма его извержения не позволило ученым провести доскональное изучение.

Но ученым удалось обойти это ограничение. Они проанализировали данные со спутников, которые способны измерять небольшие различия в уровне моря по всей Земле.

Специалисты составили карты магматических камер под вулканом на глубине от 2 до 10 км. Было установлено, что существует три очага магмы: 2 жидких, а 3-й – это затвердевшая кашеобразная субстанция.

По словам ученых, источником большей части магмы, которая участвовала в извержении, оказалась центральная камера. 30% содержимого это камеры было выброшено из вулкана во время извержения, следствием чего и стало обрушение кальдеры.

Помимо этого ученые обнаружили доказательства существования канала, который соединяет две заполненные жидкостью камеры. Благодаря этому получилось восполнить большую часть магмы, которая была потеряна из центральной камеры.