Science: глубоководные микробы научились вырабатывать кислород без солнечного света

Научными специалистами из Университета Южной Дании заявлено об открытии необычных микробов, которые живут в глубинах океана и могут производить кислород в отсутствие солнечного света. Статья о проведенном исследовании была опубликована в журнале Science.

Сообщается, что данный микроб, Nitrosopumilus maritimus, относится к археям, которые окисляют аммиак.

Учеными обнаружено, что эти микроорганизмы могут выживать в темных, бескислородных местах, самостоятельно производя необходимый для жизни газ. Они делают это с помощью биологического процесса, который никогда раньше не наблюдался.

Известно, что специалистов давно интересовал вопрос, почему археи распространены в водах, практически лишенных кислорода. В новом исследовании они собрали образцы микробов и поместили их в лабораторию.

Оказалось, что археи лишены солнечного света и кислорода. Наблюдения показали, что в этих условиях они начали вырабатывать свой собственный кислород для создания нитрита с газообразным азотом (динитрогеном) в качестве побочного продукта.

“Мы видели, как они использовали весь кислород в воде, а затем, к нашему удивлению, через несколько минут уровень кислорода снова начал повышаться”, — рассказывает геобиолог Дон Кэнфилд.

Исследование показало, что археи извлекают биодоступный азот из окружающей среды. Это открытие может иметь “далеко идущие последствия”, поскольку азотный цикл лежит в основе всех экосистем.

Отмечается, что в ближайшее время исследователи продолжат изучение поведения архей в “мертвых” бескислородных зонах Мирового океана.