Сибирские вулканы могли быть не единственной причиной пермского вымирания на Земле

Американскими учеными из Нью-Йоркского университета назван новый фактор, способствовавший массовому вымиранию в конце пермского периода 250 миллионов лет назад. В результате анализа древних отложений на юге Китая определено, что сильные извержения вулканов вызвали вулканическую зиму, что привело к резкому глобальному похолоданию. Исследование об этом было опубликовано в журнале Science Advances.

Известно, что пермское массовое вымирание является крупнейшей экологической катастрофой на планете за последние 500 миллионов лет. Тогда с лица Земли исчезло 80-90 процентов наземных и морских видов. По существующим в современном мире геологическим данным, это могло вызвать несколько причин, среди которых и трапповый магматизм в Сибири, когда огромное количество лавы излилось на поверхность, в результате чего образовался обширный регион вулканических пород.

Сообщается, что ученые традиционно связывают трапповый магматизм со значительным изменением климата. Тогда как отмечается, в атмосферу было выброшено большое количество углекислого газа, что способствовало глобальному потеплению и снижению уровня растворенного кислорода в морской воде. Появились гигантские мертвые зоны, лишенные кислорода и смертельно опасные для многих морских организмов.

В новом исследовании учеными проанализированы породы на месторождениях минералов, в том числе меди и ртути, возраст которых совпадает с концом пермского периода. Эти породы характеризуются аномалиями в химическом составе: повышенным содержанием легкого изотопа Cu; включениями, обогащенными медью и сульфидами; скачками концентрации ртути. Вероятно, это связано с вулканическими выбросами серы.

В результате был сделан вывод, что сибирские извержения могли быть не единственным триггером массового вымирания. Вулканическая активность в регионах Китая также могла послужить “спусковым крючком”.