Снижение уровня инсулина в крови может понизить риск заражения Covid-19

Исследователи из Страны Восходящего Солнца выяснили, что регулирование уровня инсулина в крови может уменьшить вероятность инфицирования коронавирусом Covid-19.

В научной работе, обнародованной в журнале Diabetes, специалисты из Университета Осаки показали, что белок GRP78 (он содержится в жировой ткани) помогает вызывающему Covid-19 вирусу связываться с клетками и проникать в них. Пожилые люди, пациенты с ожирением и диабетом более уязвимы для коронавируса. Одну из причин этой особенности и нашли японские специалисты.

Джихун Шин (Ведущий автор исследования) рассказал, как пришёл к мысли изучить именно этот белок. Оказывается, недавно было сделано предположение, что жировая ткань может быть главным коронавирусным резервуаром организма. Поэтому исследование жировой ткани казалось логичным.

Одним из объектов изучения был GRP78, который, как по недавнему предположению, участвует во взаимодействии Covid-19 с человеческими клетками. Главным способом проникновения вируса в клетки человека является связывание белка-шипа на поверхности Covid-19 с белком на поверхности рецептора ACE2. Учёные выяснили, что спайковый белок может напрямую связываться с GRP78, и что его присутствие увеличивает связь с ACE2. Чтобы понять, причастно ли жировое вещество к уязвимости коронавируса Covid-19, научные работники стали изучать, сколько белка GRP78 присутствует в тканях пожилых людей, больных с ожирением и диабетом.

Снижение уровня инсулина в крови может понизить риск заражения Covid-19

По мнению Иитиро Шимомура (Старшего автора исследования), цифры оказались очень показательными. Экспрессия гена GRP78 (то есть преобразование его в белок) сильно увеличивалась в жировой ткани и становилась гораздо больше с возрастом, ожирением и диабетом.

Известно, что старение, ожирение и диабет связаны с увеличенным уровнем инсулина в крови. Поэтому исследовательская группа заинтересовалась, участвует ли инсулин в экспрессии GRP78. И им стало ясно, что воздействие инсулина на клетки действительно вызывало экспрессию GRP78.

Учёные выяснили, что лечение с применением широко назначаемых антидиабетических лекарств, уменьшающих уровень инсулина, успешно понижает и уровень экспрессии GRP78. Кроме того, упражнения и ограничение калорий на мышиной модели также работали на снижение уровня GRP78.

Михаил Блюдников/ автор статьи