Традиционное японское блюдо может содержать вещества для эффективного лечения COVID-19

Натто — ферментированное соевое блюдо, которое часто подаётся на завтрак в Японии. Оно возникло на рубеже прошлого тысячелетия, но может помочь в решении современной проблемы.

Долгое время считалось, что натто способствует более долгой и здоровой жизни в Японии — стране с самой высокой ожидаемой продолжительностью жизни на Земле и домом для более чем четверти населения мира в возрасте 65 лет и старше. Ранее было обнаружено, что натто является основным продуктом питания для тех, кто меньше всего рискует умереть от инсульта или сердечных заболеваний. Теперь исследователи обнаружили, что экстракт, приготовленный из липкого, сильно пахнущего натто, может подавлять способность вируса, вызывающего COVID-19, заражать клетки.

“Традиционно японцы полагают, что натто полезен для их здоровья, – говорит автор исследования Тецуя Мидзутани, директор Центра эпидемиологии инфекционных заболеваний и профилактических исследований Токийского университета сельского хозяйства и технологии (CEPiR-TUAT). – В последние годы научные исследования выявили научные доказательства этого убеждения. В этом исследовании мы изучили противовирусное действие натто на SARS-CoV-2, вирус, вызывающий COVID-19, и бычий герпесвирус 1 (BHV-1), вызывающий респираторные заболевания крупного рогатого скота”.

Известно, что натто производится путем ферментации соевых бобов с Bacillus subtilis, бактерией, обнаруженной в кишечнике человека и в почве. Исследователи приготовили два экстракта натто из пищи (один обработанный теплом, другой нет). Они применили экстракты к наборам лабораторных культивированных клеток от крупного рогатого скота и от людей. Один набор был заражен SARS-CoV-2, в то время как другой набор был заражен BHV-1.

При обработке экстрактом натто, полученным без нагрева, как SARS-CoV-2, так и BHV-1 теряли способность заражать клетки. Однако ни один из вирусов не был поражен термически обработанным экстрактом натто.

“Мы обнаружили, что-то, что кажется протеазой или протеазами — белками, которые метаболизируют другие белки — в экстракте натто непосредственно переваривает рецепторный связывающий домен на спайковом белке в SARS-CoV-2”, – рассказывает Мизутани, отметив, что протеаза, по-видимому, разрушается при нагревании, теряя способности переваривать белки и позволяя вирусу оставаться инфекционным.

Спайк-белок сидит на поверхности вируса и связывается с рецептором на клетках-хозяевах. С помощью неактивного спайкового белка SARS-CoV-2 не может заразить здоровые клетки. Исследователи обнаружили аналогичный эффект на BHV-1.

“Мы также подтвердили, что экстракт натто оказывает такое же пищеварительное действие на белки рецепторсвязывающего домена мутировавших штаммов SARS-CoV-2, таких, как альфа-вариант”, – сказал Мизутани.

Мизутани предупредил, что необходимы дальнейшие исследования для определения точных молекулярных механизмов работы. Он также подчеркнул, что исследование не дает никаких доказательств снижения вирусной инфекции просто при употреблении натто. Как только компоненты будут идентифицированы и их функции проверены, учёные планируют перейти к клиническим исследованиям на животных моделях.