Ученые изучили, как развенчать дезинформацию о здоровье


Нынешняя пандемия показывает, как быстро может распространяться дезинформация о состоянии здоровья. Однако существуют инструменты для ее опровержения, как продемонстрировало новое исследование по коммуникационным стратегиям в области здравоохранения, проведенное Каролинским институтом в Швеции. Оно опубликовано в журнале BMJ Global Health

Ученые изучили, как развенчать дезинформацию о здоровье

Исследование, в котором основное внимание уделяется дезинформации о тифе в Сьерра-Леоне, также показывает, что явное устранение лжи кажется более эффективным для устранения неверия, чем простое изложение научных фактов.

“Дезинформация, усиленная социальными сетями, является растущей проблемой общественного здравоохранения. Это потенциально может снизить защитные действия, стимулировать рискованное поведение и, следовательно, способствовать распространению инфекционных заболеваний”, – рассказывает Майке Винтерс, научный сотрудник Департамента глобального общественного здравоохранения Каролинского института и соответствующий автор исследования.

Исследование включало два набора мероприятий, направленных на борьбу с широко распространенным заблуждением о том, что комары вызывают брюшной тиф и что брюшной тиф всегда сочетается с малярией. Хотя у этих заболеваний общие симптомы, такие как лихорадка, они очень разные. Брюшной тиф – это бактериальная инфекция, в основном передается через загрязненную пищу и питьевую воду, в то время как малярия вызывается паразитом, который передается людям от комаров. Однако медицинские центры в Сьерра-Леоне часто ставят диагноз пациентам “брюшной тиф-малярия”, частично из-за ненадежного тестирования, и таким образом способствуют распространению ложного представления о том, что эти заболевания каким-то образом связаны.

Чтобы развеять эти мифы, исследователи из Швеции и Сьерра-Леоне разработали две коммуникационные кампании, в ходе которых они привлекли местных актеров для роли врачей и медсестер в четырехсерийных повествовательных аудиодрамах, которые транслировались через платформу обмена сообщениями WhatsApp.

Первая драма (Группа А) прямо упомянула дезинформацию и представила подробный контраргумент, в то время как вторая драма (группа В) была сосредоточена только на предоставлении научно правильной информации, но не обсуждала дезинформацию. Контрольная группа получила аудиосообщения о грудном вскармливании, которые не были связаны с брюшным тифом.

В общей сложности 736 взрослых во Фритауне, Сьерра-Леоне, были рандомизированы в одну из групп. Их попросили пройти обследование на брюшной тиф до и после прослушивания сериала. После коммуникационных кампаний доля участников, которые неправильно ответили, что брюшной тиф вызван комарами, снизилась с 50 процентов в обеих группах до 33 процентов в группе А (контраргумент) и 36 процентов в группе В (только научно правильная информация).

Участники, которые ошибочно полагали, что брюшной тиф и малярия всегда происходят одновременно, снизились примерно с 60 процентов до 29 процентов в группе А и 39 процентов в группе В.

Исследователи пришли к выводу, что оба вмешательства значительно уменьшили веру в дезинформацию, но подход, заключающийся в том, чтобы сначала признать, а затем опровергнуть дезинформацию, оказался более эффективным. По сравнению с контрольной группой, ответы на вопросы которой в основном не изменились, люди в группах вмешательства также сообщили, что принимают больше профилактических мер, таких как питьевая очищенная вода, чтобы снизить риск заболеть брюшным тифом после кампаний.

В отличие от некоторых предыдущих исследований, в этом исследовании не было обнаружено доказательств того, что обращение к ложной информации может непреднамеренно привести к ее распространению.

Подписка на FBM.RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных экономических новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.

Добавьте FBM.ru в избранные новости Добавьте FBM в избранные новости

Оценить новость
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Рианна Чапаева/ автор статьи

Автор FBM
Филолог по образованию. Ведущий автор разделов «наука», «общество/здоровье». Профессиональные интересы: перевод новостей зарубежных СМИ научного характера, поиск интересной информации

FBM.ru - Финансы  Бизнес Маркетинг