Статистические данные Центров по контролю и профилактике заболеваний США показывают, что ожирение затрагивает более 40% взрослых американцев, подвергая их более высокому риску сердечных заболеваний, инсульта, диабета 2 типа и некоторых видов рака. А в Диетических рекомендациях Министерства сельского хозяйства США на 2020-2025 годы говорится, что для похудения “взрослым необходимо уменьшить количество калорий, которые они получают из продуктов и напитков».
Сообщается, что этот подход к управлению весом основан на вековой модели энергетического баланса, которая гласит, что увеличение веса вызвано потреблением большего количества энергии. Переедание в сочетании с недостаточной физической активностью приводит к ожирению. И несмотря на десятилетия пропаганды общественного здравоохранения, призывающей людей меньше есть и больше заниматься спортом, показатели ожирения и заболеваний, связанных с ожирением, неуклонно растут.
Учёные в Американском журнале клинического питания указывают на фундаментальные недостатки в модели энергетического баланса, утверждая, что альтернативная модель, углеводно-инсулиновая, лучше объясняет причины ожирения. Более того, она указывает путь к более эффективным и долгосрочным стратегиям управления весом.
По словам ведущего автора исследования доктора Дэвида Людвига, эндокринолога Бостонской детской больницы и профессора Гарвардской медицинской школы, модель энергетического баланса не помогает понять биологические причины увеличения веса: “Например, во время скачка роста подростки могут увеличить потребление пищи на 1000 калорий в день. Но этот скачок роста заставляет подростка голодать и переедать?”
Отмечается, что в отличие от модели энергетического баланса, модель углеводного инсулина указывает, что переедание не является основной причиной ожирения. В основе ожирения, как отмечается, находятся современные модели питания, характеризующиеся чрезмерным потреблением продуктов с высокой гликемической нагрузкой: в частности, обработанных, быстро усваиваемых углеводов. Эти продукты вызывают гормональные реакции, которые коренным образом меняют метаболизм, способствуя накоплению жира, увеличению веса.
Когда человек употребляет высоко переработанные углеводы, организм увеличивает секрецию инсулина и подавляет секрецию глюкагона. Это, в свою очередь, сигнализирует жировым клеткам о необходимости хранить больше калорий, оставляя меньше калорий для питания мышц и других метаболически активных тканей. Мозг воспринимает, что тело получает недостаточно энергии, что, в свою очередь, приводит к чувству голода. Кроме того, обмен веществ может замедлиться при попытке организма сэкономить топливо. Таким образом, человек остаётся голодным, даже если продолжает набирать лишний жир.
Учёные считают, что нужно учитывать не только то, сколько мы едим, но и то, как продукты, которые мы едим, влияют на гормоны и метаболизм. С утверждением, что все калории одинаковы для организма, модель энергетического баланса упускает этот важный элемент.
Принятие углеводно-инсулиновой модели вместо модели энергетического баланса имеет радикальные последствия для управления весом и лечения ожирения. Вместо того чтобы побуждать людей есть меньше (стратегия, которая обычно не работает в долгосрочной перспективе), модель углеводного инсулина предлагает другой путь, он больше фокусируется на том, что мы едим.