Ученые выяснили, что многоножки используют всасывающий насос для глотания жидкой пищи

То, что членистоногие, такие как нектарососущие бабочки или кровососущие комары, нуждаются в жидкой пище, известно давно. Исследовательская группа из Германии и Швейцарии под руководством Лейбницкого института анализа изменений биоразнообразия (LIB) и Боннского университета теперь показала, что многоножки также используют присоску для поглощения жидкой пищи. Таким образом, всасывающий насос развивался независимо в разных группах организмов на протяжении нескольких 100 миллионов лет. При этом удивительно похожие биомеханические решения для заглатывания жидкой пищи развивались в широко удаленных друг от друга группах животных. Результаты исследования были опубликованы в журнале Science Advances.

Используя томографию высокого разрешения, а также гистологические методы и электронную микроскопию, исследователи обнаружили у многоножек всасывающий насос, поразительно похожий на насекомых. Он состоит из камеры, которая расширяется с помощью сильных мышц, чтобы всасывать жидкую пищу.

“Вместе с расширенными ротовыми органами всасывающий насос позволяет этим многоножкам заглатывать более или менее жидкую пищу”, — объясняет Лейф Мориц, докторант Боннского университета и LIB.

Исследовательская группа смогла показать, что функциональные инструменты для питания жидкими веществами несколько раз независимо эволюционировали во всех основных подгруппах членистоногих.

“Биомеханическое и морфологическое сходство между группами организмов указывает на силу отбора, как только источник пищи обеспечивает даже небольшое эволюционное преимущество”, — уточняет Александр Бланке, руководитель рабочей группы по эволюционной морфологии Боннского университета.

Исследование также позволяет понять происхождение видового разнообразия. Ведь в отличие от очень богатых видами сосущих насекомых, насчитывающих более 400 000 видов, многоножки группы Colobognatha имеют всего около 250 видов.

“Следовательно, только жидкое питание не является общим фактором видового богатства”, — добавляет Томас Везенер, руководитель секции Myriapoda в LIB.

Поскольку эти многоножки в основном обитают во влажных местах и не могут летать, их возможности расселения представляются ограниченными, и они более уязвимы к изменениям окружающей среды.

“Сегодняшние сосущие многоножки, вероятно, являются реликтовой группой и остатком некогда гораздо большего разнообразия”, — предполагает Александр Бланке.