Эксперименты на мышах показали, что женщины производят больше белка, который помогает предотвратить неалкогольную жировую болезнь печени. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.
Одно из самых распространенных заболеваний во всем мире, неалкогольная жировая болезнь печени (НАЖБП) является основной причиной смерти во всем мире. Ее прогрессирующая форма, называемая неалкогольным стеатогепатитом (NASH), поражает около 30% всех пациентов с NAFLD и может привести к циррозу и раку печени.
Это заболевание чаще встречается у мужчин, чем у женщин. Почему так происходит, до конца не ясно, но современные данные свидетельствуют о том, что половой гормон эстроген играет защитную роль. С другой стороны, известно, что белок рецептора формилпептида 2 (FPR2) играет важную роль в опосредовании воспалительных реакций в ряде органов. Однако до сих пор ни одно исследование не определило его роль в печени. Может ли FPR2 быть вовлечен в половые различия в распространенности и тяжести НАЖБП?
Отвечая на этот вопрос, исследовательская группа под руководством профессора Янгми Юнга из Пусанского национального университета (Корея) недавно провела исследование на мышиной модели, пролив свет на роль FPR2 в НАЖБП/НАСГ и его связь с наблюдаемыми половыми различиями. Эта работа относится к числу немногих исследований по НАЖБП, основанных на экспериментах на животных, сбалансированных по полу, а не на более распространенных исследованиях, в которых участвуют только самцы.
Сначала исследователи обнаружили, что Fpr2 высоко экспрессируется в здоровой печени самок мышей. Он также был дифференциально экспрессирован в печени самцов и самок мышей, которых кормили специальной диетой, вызывающей НАЖБП. Выключение гена Fpr2 делало самцов и самок мышей одинаково уязвимыми к NAFLD, что позволяет предположить, что FPR2 оказывает защитное действие на печень.
Исследователи также обнаружили, что производство FPR2 в печени опосредовано эстрогеном. Самцы, получавшие эстроген извне, вырабатывали больше Fpr2 и были более устойчивы к NAFLD, в то время как у самок, которым удалили яичники, уровень Fpr2 в печени был ниже.
“Взятые вместе, наши результаты позволяют предположить, что Fpr2 является потенциальной терапевтической мишенью для разработки фармакологических агентов для лечения НАЖБП/НАСГ, — рассказывает профессор Юнг. – Кроме того, наши результаты могут помочь в разработке гендерно-специфических методов лечения НАСГ”.