Зрачки лягушек и жаб бывают совершенно разными, от щелочек до кругов. Но в целом, существуют семь основных форм зрачков этих животных, сообщают исследователи в журнале Proceedings of the Royal Society B.
“Глаза – одна из самых харизматичных черт лягушек и жаб, – рассказывает герпетолог Хулиан Файвович из Аргентинского музея естественных наук “Бернардино Ривадавия” в Буэнос-Айресе. – Люди уже давно удивляются разнообразию цветов радужки и форм зрачков животных. И все же почти ничего не известно об анатомической основе этого разнообразия”.
Файвович и его коллеги проанализировали формы зрачков по фотографиям 3261 вида, что составляет 44 процента известных лягушек и жаб. Команда определила семь основных форм: вертикальные прорези, горизонтальные прорези, ромбы, круги, треугольники, веера и перевернутые веера. Наиболее распространенная форма – горизонтальные щели – у 78 процентов изученных видов.
Затем специалисты определили, как возникли эти семь форм. Выяснилось, что горизонтальные прорези появились первыми. А все эти семь форм эволюционировали по меньшей мере 116 раз, утверждают исследователи.
«Форма зрачка влияет на количество света, который достигает сетчатки и ее светоприемных клеток, — говорит Надя Червино, герпетолог, также работающая в аргентинском музее. – Но как форма влияет на то, что на самом деле видят животные, не очень хорошо известно».
Формы зрачков, как правило, не соответствовали образу жизни и среде обитания животных. Ученые планируют продолжить изучение того, что движет эволюцией зрачков у древесных лягушек, небольшой группы с меньшим количеством типов форм зрачков. Команда планирует рассмотреть и другие факторы образа жизни, в том числе то, как высоко забираются лягушки или откладывают ли они яйца в воду, а также другие характеристики глаз, такие как цвет радужки, чтобы увидеть, имеют ли эти факторы значение для формы зрачка.
В связи с кризисом биоразнообразия, вызванным кожным грибком, который привел ко многим предполагаемым вымираниям лягушек и жаб во всем мире, исследователи, скорее всего, теряют ключи к этой тайне.
“Когда мы теряем виды животных, — делится Файвович, — мы на самом деле теряем возможность многое узнать о них”.