PR и рейдеры – как победить захватчиков?


Рейдерские атаки не ушли в прошлое. Даже кандидат в президенты Павел Грудинин недавно признался, что «Совхоз им. Ленина» находится под пристальным вниманием известного в начале 2000-х годов рейдера Владимира Палихаты. Что же делать простому бизнесмену, если его активы заинтересовали захватчиков. Иногда на помощь приходит грамотно выстроенная PR-кампания.

Рейдеры – кто это

[stextbox id=’alert’]Под рейдерством понимается захват чужой собственности с использованием внешне легальных методов. Иногда они имеют даже внешне этичное основание, так, идеолог рейдерства, преподаватель ВШЭ А.Волков, основатель печально известной консалтинговой компании «Минфин», которая активно действовала с целью захвата, аргументировал свои действия борьбой с красными директорами, неэффективным управлением и необходимостью передачи активов профессионалов, с тем, чтобы они работали на благо экономики.[/stextbox]

Сегодня времена изменились, цели остались только корыстными, и среди методов, которыми обычно пользуются захватчики, встречаются:

  • проведение параллельных собраний акционеров с выбором своих директоров;
  • блокировка всех регистрационных действий;
  • проведение черных PR-компаний для дискредитации менеджмента компании-цели и усиления собственных позиций в государственных органах и судах;
  • продажа недвижимости компании на свои ООО, если при назначении исполнительного органа дается получить контроль над компанией хоть на несколько часов;
  • искусственное банкротство.

Чаще всего рейдеры действуют не самостоятельно, а в интересах лиц, которым, по тем или иным причинам, хотелось бы приобрести заинтересовавший их бизнес. Часто рассмотрение судебных дел искусственно переносится в другие регионы, в которых проще убедить суд вынести нужное рейдерам решение.

Не всегда предприниматель готов тратить время на отслеживание всех дел, в которых упоминается его компания, на сайте арбитражного суда и часто о многомиллионном иске, основанном на поддельных документах, или о своей дисквалификации в качестве руководителя или учредителя он узнает случайно, иногда даже из прессы.

Жители бывшего ведомственного общежития продолжают отбивать атаки рейдеров:

Первой ласточкой, говорящей о начале атаки, становится получение пустого конверта или конверта с чистым листом бумаги. Это означает, что где-то суд уже начал рассматривать дело, грозящее потерей бизнеса.

Именно на этой стадии необходимо максимально привлекать внимание прессы к очередной попытке рейдерского захвата. Но иногда рейдеры начинают с черного PR. Противодействие ему станет важной задачей, но не единственной, необходимо усиление всех уровней защиты, собственная информационная кампания должна строиться на ошибках оппонента.

Как это происходит в 2019 году

Среди историй, в которых использование судебного PR помогло защитить бизнес, в 2019 году можно назвать громкую историю «Совхоза им. Ленина». В интервью телеканалу «Красная Линия» Павел Грудинин заявил, что за 25 лет на совхоз было проведено 5 активных рейдерских атак. Захватчиков одерживали судебные и правоохранительные структуры.

Последняя атака началась в 2018 году, когда в судах оказалось несколько исков, в которых руководство предприятия обвинялось в неправомочных действиях. В это же время начался процесс оспаривания права собственности на акции предприятия от имени их прежних владельцев. Все действия сопровождались активным черным PR, в том числе, на федеральных телеканалах.

На сегодняшний момент все земельные участки совхоза находятся под судебным арестом. Видимым заказчиком оказалась супруга бизнесмена, на помощь которой пришел известнейший рейдер Москвы Владимир Палихата. Реальными заказчиками, по мнению экспертов, выступают крупные девелоперы, с чьими землями граничат земли совхоза.

На середину 2019 года война продолжается. Грудинину, при помощи руководства КПРФ удалось организовать в прессе кампанию защиты. К делу приковано пристальное внимание СМИ и в войне клубники с новостройками победителя пока не видно.

PR и рейдеры - как победить захватчиков?
Какие способы защиты эффективны?

Что делать и как защититься

Задача рейдеров – максимально ослабить компанию и ее менеджмент, на этом этапе обычно появляется реальный покупатель и заказчик, надевший на себя маску «белого рыцаря». Он предлагает свою помощь и приобретает акции фирмы существенно ниже рыночной цены.

Поэтому первыми шагами при появлении признаков угрозы станут:

  • постановка под контроль всех дел, в которых упоминается название компании, в арбитражном суде;
  • отслеживание всей корреспонденции, здесь крайне важно отказаться о практики фиктивных юридических адресов;
  • применение всех доступных способов защиты информации, от установки DLP-систем до обращения к детективным агентствам;
  • выявление реального заказчика.

После того, как стало понятно, кому интересна компания, нужно начинать работать со СМИ. Рейдеры сегодня не вступают под собственным брендом, «Росбилдинга» и «Системного проект-мендежмента» больше нет, а исполнитель не боится плохого PR. Но его боится заказчик, мечтающий сохранить репутацию достойного бизнесмена.

Следовательно, все шаги оппонентов, которые так или иначе связаны с нарушением закона или имеют оттенок коррупции, с которой сегодня принято бороться, должны протоколироваться любыми средствами, от видеозаписей до нотариально удостоверенных скринов с интернет-страниц.

Проведение кампании

Все эти материалы необходимо предоставить СМИ, которая крайне любит информационные поводы такого уровня, особенно если реальный заказчик оказывается значимой в конкретном регионе фигурой. Но PR-кампания должна проводиться на нескольких уровнях. Это:

  • федеральные издания;
  • региональная пресса любого уровня, особенно эффективны в этой работе небольшие оппозиционные СМИ;
  • известные блоггеры, которым жизненно необходим собственный хороший PR, а защита справедливости и скандал обычно привлекают множество подписчиков, поэтому здесь при оплате можно смело демпинговать.

[stextbox id=’info’]Параллельно необходимо жаловаться на каждое незаконное действие или решение любого судьи или чиновника во все возможные инстанции. Если есть квалифицированные юристы, то необходимо получить определение суда о запрете любых действий с акциями компании и ее имуществом.[/stextbox]

Московский дельфинарий отбил атаку рейдеров:

В законодательстве нет такого состава преступления, как рейдерский захват, поэтому сложно говорить о возбуждении уголовного дела, но всегда можно хотя бы попытаться найти в его действиях мошенничество, и, хотя бы попробовать возбудить уголовное дело по этой статье.

Если акции или доли компании оформлены на родственников или друзей, необходима их мгновенная консолидация одного собственника или в доверительном правлении, существует множество примеров, когда брат жены оказывается не лучшим держателем.

В любом случае, необходимо начинать со стратегии, в которой PR займет свое место в одном ряду с судебной защитой и консолидацией активов. Такое комплексное решение должно помочь защитить активы и восстановить права реального собственника.
Подписка на FBM.RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных экономических новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.

Добавьте FBM.ru в избранные новости Добавьте FBM в избранные новости

Оценить новость
( Пока оценок нет )
redactor2/ автор статьи
FBM.ru - Финансы  Бизнес Маркетинг