Характеристика на работника — это официально оформленный документ, в котором дается оценка профессиональным и личным качествам работника, описывается трудовой путь и общественная деятельность сотрудника. Характеристика может быть составлена по просьбе самого сотрудника или по запросу внешних источников. Итак, как правильно написать характеристику на работника?
Виды производственных характеристик
[stextbox id=”alert”]Невзирая на то, что характеристика на работника является документом, составляющимся на бланке, имеющим свой порядковый номер и в обязательном порядке заверяющимся печатью, в нормативно-законодательных актах нет строгих требований к его составлению.[/stextbox]
Единственное, чем можно руководствоваться при написании характеристики — ГОСТ Р 6.30-2003, где прописаны общие правила оформления и заполнения рабочей документации.
Что такое положительная характеристика с места работы и как ее правильно оформить, вы можете узнать в статье по ссылке.
Характеристики на работников делятся на два основных типа:
- Внешние — составляется по запросам сторонних (относительно работодателя) организаций. Поскольку в документе указываются персональные данные, разглашение которых запрещено Законом, у сотрудника необходимо взять письменное разрешение на предоставление сведений о нем.
[stextbox id=”black”]Характеристику могут затребовать с нового места работы сотрудника, судебно-исполнительные органы, при его поступлении в учебное заведение, при применении к работнику различных государственных мер (наказания, награждения) и в иных случаях.[/stextbox]
Характеристика для награждения почетной грамотой: пример и пошаговая инструкция по написанию – в статье по ссылке.
- Внутренние — нужны для использования в пределах предприятия, где работает сотрудник. Как правило, документ составляется в случаях повышения работника, награждения или наложения на него дисциплинарного взыскания.
Как правильно написать характеристику на работника: образец и пошаговая инструкция
В документе, именуемом производственной характеристикой работника, проводится оценка конкретного гражданина как специалиста, профессионала, а также — учитываются его личные и деловые качества.
[stextbox id=”info”]Текст характеристики писать необходимо от третьего лица в прошедшем или настоящем времени (работал, имеет, окончил и так далее). Оформляется документ на листах А4 формата и на нем ставятся подписи заверяющих (чаще всего — руководителей подразделения или кадровой службы и директора предприятия).[/stextbox]
Как правильно сшивать документы? Ответ содержится в нашей новой статье по ссылке.
Содержание характеристики
Состоит характеристика из нескольких пунктов:
1. «Шапка», заголовок. Здесь указываются :
- название документа крупными буквами;
- наименование организации;
- порядковый номер характеристики;
- ФИО и должность сотрудника.
2. Анкетные данные работника (оформляются в виде первого абзаца):
- ФИО сотрудника (можно сокращенно) и дата его рождения;
- сведения о полученном ранее образовании, специальности, звании, ученой степени.
Что лучше и выгоднее открыть: ИП или ООО? Ответ содержится в этой статье.
3. Данные о трудовой деятельности и карьере сотрудника:
- дата начала работы на предприятии, могут быть указаны и сроки работы в других организациях;
- краткая информация о карьере — когда, куда и на какие должности переводился;
- получение дополнительного образования, повышение квалификации, самостоятельно выполненные работы, ключевые проекты;
- характеристики результатов трудовой деятельности — самые значимые результаты.
Что такое первичная документация в бухгалтерии, как ее правильно вести и хранить, вы можете прочесть тут.
4. Имеются ли взыскания и награды — в пункте следует писать все достижения работника (получение грамот, достижение званий, собственные разработки сотрудника и так далее).
5. Оценка личных и профессиональных качеств сотрудника.
В этом пункте перечисляются психологические и коммуникативные навыки, уровень его знаний, профессионализм в определенной области.
6. Далее указывается цель выдачи характеристики. Как правило, она формулируется как «для предъявления по требованию».
7. Характеристика заверяется подписями руководящего состава (достаточно подписи одного директора или руководителя подразделения, отдела) и руководителем службы персонала.
8. Дата выдачи документа ставится слева внизу, подписи заверяются печатью.
9. Один экземпляр характеристики передается сотруднику или третьим лицам (если это письменно разрешено сотрудником), а второй (копия) остается в организации.
Как правильно рассчитать рентабельность предприятия? Инструкция с примерами содержится здесь.
Образец характеристики на работника:
[stextbox id=”warning”]В характеристике на работника должны содержаться исключительно достоверные сведения, а оценка его личных, профессиональных и иных качеств должна быть объективной и беспристрастной.[/stextbox]
Как правильно написать характеристику и какие бывают виды рекомендательных писем, вы можете узнать в следующем видео: