Универсальный передаточный акт объединяет сразу несколько документов: первичную учетную бумагу и счет-фактуру, отражающую ту или иную операцию. Но в основе УПД лежит сама форма счета-фактуры, дополненная определенными реквизитами.
Все заключается в том, что налогоплательщики не могут самостоятельно разрабатывать данный тип документа в отличие от других форм документов на выполненные работы. (НК РФ ст. 169 п. 8).
Что такое УПД и для чего он нужен?
На основании данного документа ведется бухгалтерский учет, списываются затраты по исчисленному налогу на полученные доходы, заявляется налоговая льгота по НДС.
[stextbox id=”info”]Подобное объединение основных функций достаточно закономерно и вполне логично, ведь правильное оформление первичных учетных бумаг необходимо для своевременного финансового учета на предприятии.[/stextbox]
Что такое оферта? Для чего её нужно составлять? Обо всех тонкостях создания этого документа вы узнаете в статье по ссылке.
Рассмотрим в качества примера некоторые положения НК для предоставления налоговой льготы:
- Счет-фактура – основание, на котором покупатель принимает от основного продавца определенные товары, имущественные права. На основании этого документа начисленные налоги подлежат возврату (вычету).
- Возврату подлежат налоги, выставленные налогоплательщику при покупке товара, имущественных прав в пределах РФ или уплаченные по факту при ввозе определенного вида товара на территорию страны и другие территории, расположенные в пределах юрисдикции, после постановки на учет данных товаров, имущественных прав, учитывая особенности настоящей статьи.
Но только при условии наличия первичных бумаг (НК РФ ст. 127 п. 1).
А вот первичные бумаги при определении налога на полученную прибыль, играют следующую роль:
- Произведенные расходы – затраты, имеющие документальное подтверждение, составленное с учетом требований законодательства РФ или бумаг, оформленных согласно норм делового оборота, используемых в ином государстве в пределах которого данные расходы имели место, и (либо) документов каким-то образом подтверждающих факт данных расходов (НК РФ ст. 252).
- Налоговая льгота – систематизация сведений для вычисления налоговой базы по взносам в государственный бюджет на основе информации, содержащейся в первичных документах (НК РФ ст. 313).
Когда можно применять универсальный документ, вместо каких форм?
Документ можно использовать вместе с первичными стандартными бумагами и соответственно со счетами-фактурами. Применять подобную бумагу можно при оформлении следующих видов операций:
- при предоставлении результатов осуществленной деятельности;
- при выгрузке доставленной продукции;
- при передаче существующих прав на определенное имущество;
- в результате предоставления различных услуг.
[stextbox id=”alert”]В повседневном документообороте не требуется использовать новую форму документа, так как за предпринимателями и крупными компаниями закреплено право на применение других бумаг, отвечающих требованиям ФЗ (ст. 9 №402).[/stextbox]
УПД – это счет-фактура, содержащая не только основные реквизиты, но и другие данные:
- товарную накладную;
- товарно-транспортный акт;
- накладную на отпуск товаров на сторону;
- документ о приемке-передаче объектов ОС.
Подробную информацию о том, как выставить счёт на оплату от ИП, вы узнаете из данного материала.
В связи с чем, при реализации продукции с использованием подобной бумаги, предприятие имеет право объединять в ней сведения, отражающиеся в формах ТОРГ-12, М-15, ОС-1, 1-Т.
Можно ли использовать бланк УПД вместо товарной накладной?
Предъявление продавцом универсального передаточного акта вместо счета-фактуры не может служить отказом для предоставления вычета по НДС.
Документ содержит все основные данные счета-фактуры, то есть, по сути, является ее дубликатом, но при этом содержит дополнительные реквизиты остальных первичных бумаг.
В каких случаях может понадобиться уведомление о расторжении договора вы узнаете, прочитав статью по ссылке.
[stextbox id=”warning”]В свою очередь, НК РФ не запрещено заносить в счет-фактуру другие данные, а, следовательно, УПД можно применять в качестве основания для предоставления вычета по НДС.[/stextbox]
Преимущества передаточного универсального акта
При составлении налоговой отчетности достаточно удобно использовать подобную бумагу по следующим причинам:
- сокращаются объемы документации;
- уменьшаются трудовые затраты, ведь сокращается время на заполнение, ведение документации;
- снижается объем документов для передачи в ФНС.
Правила составления нотариальной доверенности вы можете посмотреть в этой публикации.
Правильно заполненный УПД будет служить основанием для налогового вычета, либо может использоваться для подтверждения произведенных расходов.
Рекомендации по заполнению формы УПД
Форма акта, вместе с рекомендациями и порядком заполнения, была создана ФНС и предложена к применению в официальном письме.
Рекомендации по заполнению документа:
- Вступительная часть практически аналогична счету-фактуре, лишь с тем отличием, что в акте имеется «Статус», несколько дополнительных граф «Код работ/продукции, услуг» и «№ п/п» и поле, где указывается количество листов документа. «Статус» предполагает на выбор два варианта: передаточный акт и счет-фактура; передаточный документ. Код «Услуг, работ/продукции» указывается: ОКУН, ОКВЭД в отношении услуг и работ; артикул продукции.
- На основании условий сделки, отражаемых в соглашении, при учете затрат применяется несколько либо одна дата, указываемая в строках 16, 1 и 11. Если согласно договору допустимо использовать все даты, то при учете НДС продавец указывает дату отгрузки (стр. 11), а приобретатель – дату приемки (стр. 16).
Даты необходимо проставить во всех строчках, чтобы не возникло вопросов со стороны налоговой.
- В строках 2 «Продавец» и 6 «Покупатель» отражается информация об участниках правоотношений. К примеру, при передаче прав на владение имуществом – пользователя и правообладателя, а при передаче произведенных работ – заказчика и подрядчика. Остальные данные, соответствующие сведениям, содержащимся в счете, заполняются с учетом требований Приложения № 1 к государственному Постановлению 1137.
- В строчке «Основание передачи» отражаются данные о финансовой деятельности и определенных условиях осуществленной сделки с указанием реквизитов договоренности, соглашения либо поручения.
- В строчке «Сведения об основном грузе и транспортировке» указываются данные транспортных документов, складских списков о перемещениях, информации о грузе (комплектации, весе и количестве).
- В строки 10 и 15 заносятся ФИО, должность и подписи соответствующих лиц. Если продукцию передает один и тот же человек, ответственный за подписание фактура, то подпись можно не проставлять, а только внести должность и инициалы.
- Строчка 12 предназначена для занесения сведений об отгрузке. Соответственно в 17 строке «Другие данные о приемке/получении» указываются данные о наличии претензий либо информация о документации.
- В строчках 18 и 13 отображается информация о должностных лицах, ответственных за правильное оформление факта финансовой деятельности с обязательным указанием ФИО.
[stextbox id=”black”]Также УПД при необходимости можно дополнить другими строчками, к примеру, если в компании ответственность за оформление документов подобного рода лежит на нескольких лицах, разрешено внести сроки 18а и 13а с указанием подписи, инициалов и должности.[/stextbox]
- Строчки 19 и 14 предназначены для указания названия и других реквизитов, определяющих финансовых субъектов сделки, которые составили передаточный документ. Здесь может быть отражена информация о должностном лице, ведущем бухгалтерский учет на основании соглашения либо данные об агенте, передающему другой стороне сделки продукцию, приобретенную у продавца, но уже от своего имени.
Эти два реквизита обязательны, но если в бумаге будут проставлены официальные печати с указанием полного наименования всех заинтересованных сторон сделки, то данные строки можно не заполнять.
Где можно скачать бесплатный образец передаточного документа в формате Excel?
Использовать такой бланк в табличном формате Excel довольно неудобно. По ссылке вы можете бесплатно скачать образец документа в виде файла Word.
Образец и правила составления платёжной ведомости на выдачу заработной платы смотрите по ссылке.
[stextbox id=”alert”]Относительно печати, она может и не присутствовать на бланке документа, но только в том случае, если были внесены полностью все необходимые данные первичной документации.[/stextbox]
Кто составляет и утверждает акт?
Зачастую УПД составляется в организации для сокращения объемов документооборота и упрощения сделки в процессе приемки-передачи товаров, услуг, имущественных прав.
Ответственность за составления лежит на юридическом и бухгалтерском отделах.
Документ утверждается руководителем, учредителями организации.
Порядок формирования достоверной отчетности в результате присоединения компании указан в Методических рекомендациях относительно формирования отчетности в случае реорганизации предприятий (Приказ Минфина РФ от 2003 года №44н).
[stextbox id=”warning”]Если вам предстоит уйти в декретный отпуск, то нужно правильно составить заявление. Образец заявления на отпуск по уходу за ребёнком вы найдёте в данном материале.[/stextbox]
Если вы хотите узнать больше о применении универсального передаточного документа, то посмотрите это видео: