Правильно продуманный и осуществляемый процесс руководства, положительная обстановка на работе повышают качество, эффективность труда, рентабельность предприятия. Начальник должен грамотно управлять своими сотрудниками, чтобы компания процветала.
Какие правила стоит учитывать
Правило 1. Не нанимать руководителя со стороны
Иногда размещают объявление о свободной должности без особенных требований к кандидату. В результате нанимают неизвестного человека. Это неэффективно и нерационально. Не каждый сотрудник быстро адаптируется и поймет, чего от него хотят, и какая ответственность на нем лежит.
[stextbox id=’alert’]Лучше всего нанять на место руководителя человека, который знаком со стратегией фирмы, и давно в ней трудится. Потенциальный начальник должен преследовать не только материальную цель своей работы в фирме, но устремляться на достижение общей задачи организации. От человека с улицы наивно ожидать, что он будет трудиться на благо компании.[/stextbox]
Правило 2. Не делать того, с чем могут справиться другие
Каждый второй начальник уверен, что со всеми задачами он справится лучше сотрудников. Даже если это так, все должны заниматься своим делом. Руководитель подписывает бумаги, составляет стратегии, занимается планированием и решением глобальных вопросов.
Нужно уметь делегировать обязанности. Руководитель – руководит, менеджер – общается с клиентами, уборщица – моет полы. Если начальник станет заниматься делами других уполномоченных лиц, то результат будет таковым:
- без него будет стоять производство, персонал ожидает, что начальник сам все сделает;
- у босса не будет хватать времени на свои дела;
- потеря авторитета – босса будут эксплуатировать, манипулировать им.
Что умеют делать успешные руководители в работе с персоналом:
Правило 3. Не ставить интересы заказчика выше коллективных
Это касается не каждой сферы деятельности. На рынке информационных технологий значительное превышение спроса над предложением позволяет дорожить больше сотрудниками, чем клиентами. Когда разработчики упрямятся – не хотят в предельно сжатые сроки написать программу или использовать в ней какой-либо язык, то менеджеры стараются находить компромисс с клиентом, оговаривают новые сроки или условия.
Правило 4. Не выплачивать зарплаты с большой разницей
Если маркетолог получает намного больше, чем простые сотрудники, то в коллективе появляется чувство неравенства. Тот, кто зарабатывает больше, ощущает себя очень значимым и незаменимым кадром.
Для справедливого соотношения выплат в компании, проводят некоторые нововведения. Если у работника зарплата складывается из фиксированной части и подвижного коэффициента, то управлять ей будет сложно. Денежная величина, получаемая главными специалистами, зависит от прибыли организации.
Разработана единая формула расчета, благодаря которой доход менеджеров или маркетологов не должен превышать 50% от средней отплаты труда 10 сильных сотрудников в компании. Лишние выплаты пойдут в сумму квартальной премии – она распределится между всем коллективом.
Правило 5. Не допускать авторитаризма
Приоритетные интересы коллектива не сочетаются с авторитаризмом. Если в фирме всей команде не нравится той или иной проект, то менеджер не станет им заниматься. Также руководитель не вправе устанавливать удобный конкретно для него график работы, например, с 08.00 до 17.00.
Для предотвращения в коллективе авторитаризма важно поддерживать дружеские отношения между коллегами. В некоторых офисах не существует обращения на «Вы». Работники не стесняются и обращаются за помощью к коллегам или руководящим лицам.
Правило 6. Не давать много распоряжений
Чем больше дается указаний, тем труднее они реализуются, сложно контролировать их исполнение. Также много времени уходит на разъяснение поручений.
Также при разделении проблемы и распределении ее между работниками возникнет дублирование. Начальник должен выявить одну самую важную задачу, от решения которой зависит дальнейший ход работы. Оптимально давать указания в разное время по мере их выполнения. Благодаря такому решению исполнитель будет заниматься каждым поручением в отдельности, не отвлекаясь на другие дела.
К этому пункту относится другой нюанс – не давать указаний в тот момент, когда сотрудник выполняет срочную работу. Это не эффективно – поручения могут пройти мимо ушей. Золотое правило – каждый работник в настоящий момент должен выполнять только одно задание, функцию и полностью за нее отвечать.
Правило 7. Не быть безразличным
Начальник должен благодарить свой коллектив за работу, при необходимости – похвалить и обязательно поощрить. Важно использовать кроме выплаты зарплаты, другие инструменты стимулирования людей. К тому же, можно придумать не затратные способы.
Если нет никакой мотивации, то сотрудники будут работать только на свой доход. На благо компании они вряд ли будут трудиться. Стоит подумать о дополнительном поощрении.
[stextbox id=’info’]Некоторые руководители организовывают неформальные встречи с сотрудниками, так они добиваются большой эффективности в работе. Нужно быть внимательным, даже торт, подаренный в честь дня рождения работника, расположит его к боссу. Каждый человек должен осознавать, что он значим и ценен.[/stextbox]
Правило 8. Не заводить любимчиков
Нельзя выделять особенных сотрудников, только если по профессиональным «соображениям». Также не стоит молчать о промахах и ошибках любимчика, если его оплошности негативно сказываются на деятельности всей компании, отдела. Не должно быть публичного возвышения работника или напротив – унижения.
Дополнительная нагрузка нелюбимых коллег рано или поздно вызовет недоумение и возмущения. Даже если руководитель решит простимулировать труд, заплатив за него некоторую сумму, в первую очередь нужно спросить у работника, согласен ли он на нагрузку.
Правило 9. Не показывать своих эмоций
Это правило относится к тем начальникам, которые слишком бурно и бесконтрольно реагируют на происходящие в компании события. Чтобы определить свое отношение к работе, нужно проанализировать и ответить на ряд вопросов:
- вы не можете без раздражения и эмоций говорить или вспоминать о каком-либо работнике;
- вы доводите до слез своих подчиненных;
- ваши замечания колки и обидны;
- выражаете негодование на повышенных тонах;
- иногда вы не сдерживаетесь и начинаете кричать на персонал.
5 скрытых навыков эффективной коммуникации:
Правило 10. Не лениться обучать сотрудников
Многие руководители забывают, как сами начинали работать. Они думают, что сотрудник должен все знать и уметь. Но в итоге отрицательный результат:
- отсутствие мотивации у работника;
- плохо выполненная работа;
- снижение прибыли;
- падение авторитета босса.
Если обучить персонал по такой схеме «рассказать – показать – дать самим так сделать – проверить», то сотрудники сразу располагаются к своему начальству, уважают его и стремятся к достижению общей цели.
От руководителя зависит многое – эффективность деятельности компании, атмосфера в коллективе, наличие клиентов, увеличение прибыли. Важно дорожить каждым человеком, стимулировать сотрудников, уметь их слышать, тогда многие проблемы уйдут, а компания будет процветать и расти.