Каждая компания работает только за счет использования многочисленных ресурсов. Они могут быть представлены денежными средствами, опытными специалистами или материальными ценностями.
Необходимость в ресурсах возникает даже у некоммерческих организаций, которые занимаются благотворительностью или другими значимыми видами деятельности для общества.
Такие НКО не специализируются на регулярном и правильном сборе денег, поэтому нередко у них появляются финансовые трудности и нехватка волонтеров и контрагентов. Поэтому ими может использоваться фандрайзинг.
Что это такое – фандрайзинг
Фандрайзинг представлен специальным методом сбора средств и других ресурсов для реализации какого-либо определенного проекта. Обычно он используется разными некоммерческими организациями, нуждающимися в финансовой помощи или в привлечении волонтеров.
Эта методика успешно применяется в разных иностранных государствах, но в России появилась относительно недавно.
С ее помощью можно достичь сразу несколько целей:
- формируется значительный по размеру капитал, который может применяться для выгодных стартапов;
- финансируются разные технические и научные разработки;
- гарантируется содержание разных спортивных команд или организация спортивных мероприятий;
- полученные денежные средства могут выступать в качестве спонсорской помощи при выдвижении какого-либо политического кандидата или полноценного штаба;
- деньги могут направляться на благотворительность;
- обеспечивается финансовая поддержка разных культурных учреждений, представленных музеями или театрами.
Именно стандартный сбор пожертвований считается основным направлением фандрайзинга. Дополнительно он может заключаться в поиске волонтеров, покупке разных товаров или услуг, а также получении скидок на разные мероприятия от меценатов.
[stextbox id=’warning’]Крупные спонсоры могут предоставлять возможность для эффективного продвижения какой-либо НКО, предоставлять транспортные средства или вовсе недвижимость для планируемой деятельности.[/stextbox]
Виды
Существует несколько разновидностей такой деятельности.
Они заключаются в следующем:
- в зависимости от цели сбора средств фандрайзинг может предполагать поиск денег для благотворительности, продвижение политического кандидата или достижение иных целей;
- внутренний фандрайзинг заключается в том, что непосредственно управленцы компании занимаются поиском денежных средств и меценатов;
- внешняя процедура предполагает, что для успешной деятельности привлекаются работники сторонних фирм или частные консультанты, а также консалтинговые фирмы.
Как работает фандрайзинг? Смотрите видео:
Наиболее часто средства привлекаются для разных значимых проектов в области экологии, науки или медицины. В этом случае сами спонсоры нацелены на оказание всесторонней поддержки.
Источники получения средств
Фандрайзинг считается новым для России направлением деятельности, но при этом он привлекает многих предпринимателей, владельцев крупных компаний или меценатов. Они спонсируют разные важные для общества мероприятия.
Средства для реализации различных программ могут быть получены из различных источников:
- частные инвесторы, которые передают свои средства с целью получения в будущем какой-либо прибыли или дивидендов, если они покупают акции;
- спонсоры передают денежные средства с какой-либо выгодной для себя целью;
- доноры представлены гражданами или фирмами, которые предлагают совершенно безвозмездную помощь, причем они обычно становятся постоянными помощниками разных организаций;
- меценаты являются богатыми гражданами, занимающимися поддержкой начинающих предпринимателей или организаций, а также нацелены наиболее часто на творческие проекты, которые могут не приносить какую-либо прибыль;
- грантодатели направляют средства только на значимые проекты в области науки, медицины или образования, а также обычно проводят специальные конкурсы, с помощью которых могут выбрать наиболее интересные и перспективные задумки.
Что такое фирма-однодневка? Читайте здесь.
[stextbox id=’info’]Если привлекаются спонсоры или инвесторы, то они заинтересованы в том, чтобы компания, занимающаяся сбором средств, была успешной. Поэтому они нацелены на проведение рекламной компании или других мероприятий, способствующих увеличению прибыли от деятельности.[/stextbox]
Как собираются сведения и средства
Фандрайзинг заключается не только в получении какой-либо помощи от спонсоров или меценатов, но и в поиске разных достоверных сведений, технических ресурсов и иных элементов.
Особенности такой деятельности зависят от цели, которая должна быть достигнута заказчиком.
Работа любой НКО должна основываться на следующих принципах:
- открытость, позволяющая каждому спонсору получить максимум информации о реализуемом проекте;
- контроль со стороны меценатов и благотворителей, так как они всегда хотят видеть результаты, чтобы убедиться в целесообразности вложения средств;
- доступность информации и легкость получения помощи.
[stextbox id=’black’]За счет таких принципов привлекается большое количество граждан и компаний к какому-либо проекту. Поэтому состоятельные лица с удовольствием вкладывают свои средства в работу НКО. [/stextbox]
Для получения ресурсов и информации представителями фандрайзинга могут использоваться разные методы.
К таким методам относится:
- Направление писем потенциальным меценатам и спонсорам, для чего могут использоваться письма в бумажном или электронном виде, причем в текст обязательно включаются данные о том, какую сумму нужно собрать, куда именно будут направлены средства, а также приводится просьба о предоставлении помощи и реквизиты фонда. Письма можно отсылать частным лицами или представителям крупных компаний.
- Подача заявки на получение гранта. Такой вид поддержки доступен только для значимых для общества проектов. В этом случае представители НКО получают деньги или иные ресурсы на безвозмездной основе. Выдаются средства только по результатам конкурса. [stextbox id=’alert’]Поэтому важно грамотно составить обращение, которое будет соответствовать основным критериям отбора. Дополнительно надо составить проект, обладающий определенными преимуществами по сравнению с конкурентными предложениями.[/stextbox]
- Использование специальных ящиков, предназначенных для сбора средств. Они обычно используются, если собираются пожертвования на строительство религиозных сооружений, лечение детей или взрослых, а также на другие аналогичные цели. Устанавливаются ящики в местах высокой проходимости, например, в крупных магазинах или торговых центрах. Так как часто мошенники пользуются этим способом для нечестного заработка средств, многие люди потеряли доверие к этим ящикам, поэтому редко пользуются ими для помощи другим лицам.
- Применение партнерских проектов. Такой способ фандрайзинга считается новым. Он заключается в поиске денежных средств для реализации конкретной программы. Наиболее часто используется при разработке социальных проектов, связанных с лечением разных болезней, борьбой с голодом или загрязнением природы. Помощниками выступают разные коммерческие фирмы, которые за счет такой деятельности улучшают свою репутацию.
- Внесение членских взносов. В некоторых фондах спонсоры и меценаты вносят ежемесячные членские взносы. Их использование подтверждается официальными сметами и отчетами.
- Работа через социальные сети. Данные сети являются востребованными среди огромного количества людей. Поэтому если сделать качественный, привлекательный и интересный пост в социальных сетях, то можно рассчитывать на поддержку со стороны огромного количества людей. Буквально за несколько часов можно собрать множество лайков или репостов. Это приведет к регулярному поступлению денежных средств в благотворительный фонд.
Основной целью любого вышеуказанных методов фандрайзинга выступает привлечение внимания частных лиц и компаний к какой-либо проблеме.
Правила разработки стратегии
Чтобы фандрайзинг был действительно выгодным и эффективным, важно грамотно выбрать и разработать соответствующую стратегию.
Для этого выполняются действия:
- определяется цель, которая должна быть достигнута фондом;
- рассчитывается нужная сумма средств для решения проблемы;
- составляются предложения к потенциальным меценатам и спонсорам;
- анализируются разные источники, с помощью которых можно получить деньги;
- подбирается команда, которая будет заниматься сбором средств;
- выбираются инструменты для планируемой работы;
- составляется смета, в которую включается оплата услуг работников, а также расходы на проведение разных мероприятий и оформление документации;
- проводятся запланированные мероприятия;
- изучаются полученные результаты, которые могут влиять на промежуточные цели.
Что такое закупочная логистика? Узнаете тут.
Если будет грамотно разработана стратегия, то за счет нее можно получить быстрый и нужный результат.
Особенности фандрайзинга в России
В РФ такой способ работы многих НКО является не слишком востребованным и известным. Но при этом постоянно увеличивается число фирм и частных лиц, которые профессионально занимаются сбором разных ресурсов.
Что известно о фандрайзинге в России? Ответ в видео:
[stextbox id=’warning’]Проблемы в развитии фандрайзинга связаны с недоверием со стороны обычных граждан и меценатов, а также с нежеланием граждан расставаться со своими средствами. [/stextbox]
Спонсоры негативно относятся к членским взносам. Многие люди просто не располагают достаточными знаниями, чтобы оказывать помощь в реализации разных проектов.
Заключение
Фандрайзинг является специальным процессом, позволяющим разным некоммерческим организациям собирать средства и иные ресурсы для достижения значимых целей.
Они могут работать в разных сферах деятельности, а также имеют возможность привлекать меценатов и спонсоров всевозможными способами. Для успешной работы важно грамотно разработать соответствующую стратегию.