Закупка – это основополагающее звено в работе всех торговых сетей и производственной структуры. Торговые фирмы приобретают товары, материалы, разного рода инструменты.
Правильная организация процесса покупки товара, работа с ценовой политикой и дальнейшая передача готовой продукции потребителю – все это закупочная логистика. Что необходимо знать и как правильно построить работу для получения максимальной выгоды – рассмотрим вопрос поподробнее.
Cущность закупочной логистики
Определение закупочной логистики – данный вид деятельности направлен на управление структурой товаров или сырья для того, чтобы торговые представители или предприятия в максимально короткие сроки получали его, тем самым обеспечивая финансовую выгоду.
Также сюда относится обеспечение предприятия разными видами деятельности и услугами.
Цели
К основной цели закупочной логистики можно отнести – на максимально выгодных условиях обеспечить организацию всем необходимым для рабочей деятельности.
Логистика ставит перед собой следующие вопросы:
- Что необходимо приобрести?
- За какую цену это можно и должно быть приобретено?
- Кто сможет обеспечить необходимыми товарами или услугами?
- На каких условиях будет предоставлено?
Что такое закупочная логистика и что она включает? Ответы в видео:
Помимо основной цели можно выделить дополнительные ее ответвления:
- Организация бесперебойной поставки товаров и услуг для оптимальной работы предприятия;
- Правильная работа с подразделениями, куда поставляются материалы, а также верный учет требований;
- Работа с новыми поставщиками товаров, поиск и расширение базы;
- Непосредственное приобретение продукции;
- Контроль ценовой политики приобретаемых товаров, обеспечение доставки на предприятие;
- Контроль материально-производственных запасов.
Что такое репутационные риски и как их избежать? Подробнее здесь.
[stextbox id=’alert’]Данные понятия относятся не только к большим предприятиям. Если индивидуальный предприниматель решит заняться бизнесом в торговой сфере, ему будет необходимо освоить данную науку.[/stextbox]
Различается три основных уровня закупочной логистики:
- Макрологистический – здесь присутствует полная цепочка «поставщик – потребитель», путем связи между организациями;
- Микрологистический – обычно от организации работает только подразделение, выполняющее основные функции;
- Самостоятельсная система – в данном случае ЗЛ работает как связь собственных элементов.
Задачи
Основные задачи логистики полностью связаны с работой основного отделения фирмы. Прежде чем заниматься закупкой какого-либо товара, необходимо разработать будущую стратегию его сбыта, а также изготовления.
Другими словами, опытный бизнесмен, прежде чем производить закупку материалов для изготовления своей продукции, изучает положение на рынке сбыта. Исходя из этих сведений, он рассчитывает, какое количество товара может быть реализовано.
Только после этого можно выходить на планку приобретения всего необходимого.
Далее попробуем более подробно рассмотреть каждую из задач ЗЛ:
- Определение количества материалов. В данном случае ведется расчет из того, сколько продукции будет изготовлено в последующем, какого она будет размера, веса, качества и так далее.
- Исследование действующего рынка. В первую очередь исследуются предложения разных поставщиков. Проводится тщательный маркетинговый анализ всех возможных фирм, организаций и подразделений поставщиков. Изучаются возможные риски при выходе на новый рынок.
- Выбор непосредственного поставщика. На данном этапе выбирается оптимально подходящий поставщик, в зависимости от предложенных цен на товары и услуги, предварительно проведя оценку его предыдущих работ.
- Непосредственные закупки. В данную задачу, как правило, входит выход на непосредственного поставщика, ведение переговоров с целью дальнейшего заключения соглашения на поставку товаров или услуг. Также на данном этапе приходят к соглашению по вопросу поставки материала, форме расчета с поставщиком, обсуждаются варианты транспортировки товара.[stextbox id=’alert’] Также могут составляться графики поставки. Заключением процедуры становится заключение акта приемки материала.[/stextbox]
- Осуществление контроля за поставками. Помимо осуществления контроля за непосредственными поставками, не менее важно следить за качеством предоставляемого товара. Делается выбраковка, сверяется количество предоставляемой продукции, ведется контроль сроков.
- Формирование бюджета. Данная задача занимает далеко не последнюю по важности позицию. Поскольку предприятию необходимо точно знать, во сколько встанет закупка конкретной продукции или получение услуги. Принято выделять несколько видов затрат:
- Сумма, которая будет потрачена на выполнение заказа по главным видам материальных ресурсов;
- Сумма, которая будет затрачена на перевозку и страховку;
- Необходимые затраты на грузопереработку;
- Сумма, которая будет потрачена на осуществление контроля за соблюдением договора с поставщиком;
- Также выделяется сумма, которая будет потрачена на осуществление приемки товара и проведение контроля качества;
- Затраты, которые выделяются на изучение информации и поиск сведений о потенциальном поставщике.
- Координация работы закупки товара, его транспортировки, хранения, и работы с поставщиком. Данная задача решается посредством тесной работы с поставщиком, правильного планирования экономики предприятия, а также организации техники и складов.
В чем эффективность
Насколько эффективно будет работать закупочная логистика на конкретном предприятии, зависит от соблюдения следующих требований:
- Четкое соблюдение сроков приобретения товара и возникновения потребности в нем;
- Правильная экономия. Закупка необходимого количества товара, исходя из конечного количества производимой продукции. Также следует учитывать выбраковку. [stextbox id=’info’]Стоит внимательно следить за положением спроса на рынке. Слишком большое количество продукции может привести к проблемам с дальнейшей реализацией товара и, как следствие, потере финансовой выгоды.[/stextbox]
- Приобретение только качественной продукции. Иногда лучше заложить в стоимость материалов чуть большую сумму, но приобрести качественную продукцию, чем сэкономить, и получить непригодный товар.
- Приобретаемая продукция должна быть надлежащего качества, по разумной цене, предоставляться в кратчайшие сроки и иметь малые расходы на транспортировку и хранение.
Какие изменения введены в форму 6-НДФЛ? Читайте тут.
Методы
Каждое предприятие самостоятельно определяет оптимальный метод работы.
К основным вариантам принято относить:
- Основанный на увеличении объемов закупок. Суть данного метода заключается в изучении спроса на товар. [stextbox id=’warning’]Важно учитывать и сезонные колебания, поэтому статистика спроса производится за год. На основании полученных данных производится расчет необходимых запасов, которые могут быть сделаны в течение года.[/stextbox]
- Основанный на уменьшении объемов. Для данного метода производится учет сбыта нереализованной продукции. На основании данных идет сокращение ее производства. Соответственно, сокращение количества производимых товаров, приводит к уменьшению необходимых закупок.
Как закупочная логистика помогает управлять запасами? Смотрите видео:
Заключение
Рассмотрев вопрос закупочной логистики, какие выводы можно сделать? Данная методика не так проста, однако при правильной работе способна обеспечить оптимальную работу между поставщиком и заказчиком, а также передачи конечной продукции потребителю.