Различные потребности людей удовлетворяются с помощью существующего рынка товаров и услуг. Внешним проявлением этих потребностей и является спрос, т.е. количество каких-либо благ, которое люди готовы приобрести за n-ный промежуток времени при существующих ценах на данные блага.
Если потребители не демонстрируют нужность чего-либо, то спрос на это отсутствует. Автоматически отсутствует и предложение, поскольку в нем уже тоже нет необходимости.
Что такое спрос на товары
[stextbox id=’alert’]Спрос – это одна из трех основных составляющих рынка. Две другие – это предложение и цена. Соотношение спроса и предложения в различном качестве и количестве создает разные варианты рыночных отношений.[/stextbox]
Итогом является баланс между производством товаров и услуг и потребностью в них, а также определяется рыночная цена.
Первое правило спроса заключается в следующем: если цена на товар растет, то спрос падает, и наоборот, при условии, что прочие факторы равны. Есть случаи, когда это правило не работает:
- когда формируется ажиотаж, вызванный предполагаемым ростом цен, сезонным подорожанием ряда товаров;
- когда предмет спроса – редкие дорогие товары, которые используются исключительно как финансовое вложение;
- когда спрос переключается товары более высокого качества, как, например, при моральном устаревании бытовой техники.
Как узнать, будет ли спрос на предлагаемые товары и услуги вы узнаете в этом видео:
https://www.youtube.com/watch?v=YkJDVp3sOGw
Как и зачем формируется спрос
[stextbox id=’black’]Формирование спроса – это направленное влияние на покупателей для изменения имеющегося уровня спроса до желаемого уровня, т.е. того, который нужен продавцу.[/stextbox]
Факторы, формирующие спрос:
- экономические (средний доход населения, степень развитости производства, средний уровень цен);
- социальные (статистика профессий по региону, уровень культуры населения);
- демографические (показатели численности населения, пропорции жителей села и города, размеры и состав семьей, миграционные процессы);
- природные (география региона, климат, условия проживания и быта);
- политические (в основном чрезвычайные ситуации).
Для того чтобы сформировать спрос, компании используют маркетинговые приемы. Суть их в том, чтобы выяснить потребности потенциальных потребителей и приложить усилия к их удовлетворению. И уже как результат – получить рост продаж. Если действовать от обратного, велика вероятность потерпеть неудачу.
При этом нужно учитывать, что существуют факторы, не поддающиеся воздействию извне. Их называют неценовыми факторами или детерминантами:
- рост или падение доходов населения;
- колебания демографических показателей;
- ожидания и предпочтения потенциальных клиентов;
- изменение цен на субституты и комплименты;
- экономический курс правительства, программы по стимулированию спроса, например, кредиты, рассрочка.
Особенности спроса
- Первое свойство спроса отражено в правиле: при росте стоимости производимого блага спрос будет падать, если прочие условия не изменились. Если же цена снижается, то продажи будут возрастать. Что такое план продаж и как его составить вы прочтете в статье по ссылке.
- Одного желания купить недостаточно. Спрос отражает еще и финансовую возможность покупателя этот товар оплатить. Это называется покупательная способность.
- При этом спрос вовсе не приравнивается к факту покупки. Бывают рыночные ситуации, когда спрос есть, а товара нет – неудовлетворенный спрос.
- Существуют блага, которые нельзя измерить спросом (национальные коммуникации, государственная оборона, энергетика, охрана правопорядка).
- Полезность одних и тех же товаров со временем убывает для покупателя, и тогда падает количество приобретений этого товара по данной цене. Эта полезность является субъективным мнением покупателя. Она убывает, когда ему кажется, что польза от приобретенного товара не равна потраченным средствам.
- Спрос обладает временной характеристикой. При изучении колебаний спроса на тот или иной товар берут за основу какой-нибудь отрезок времени.
Функция спроса и коэффициенты, влияющие на изменение
[stextbox id=’info’]При исследовании понятия «спрос» важно понимать, что это не только желание покупателя что-то купить, но и реальная финансовая возможность. Рынок не занимается удовлетворением потребностей, которые невозможно оплатить. Эта ситуация отображается через понятие величины (объема) спроса.[/stextbox]
Что это такое? Это определенное количество продукции, которое потребители готовы купить в течение произвольного периода времени в диапазон существующих цен.
Определяют величину через функцию спроса, т.е. функцию, которая измеряет спрос через различные факторы. Это могут быть:
- цена на товар, P
- влияние моды, T
- средние доходы населения, I
- цены на взаимозаменяемые товары (субституты), PS или взаимодополняющие (комплементы), PC
- возможное число покупателей, N
- другие факторы, которые зависят от конкретной продукции, X.
Значение этих данных определяется на основе информации, собранной эмпирическим путем.
Поскольку на функцию влияет каждый из этих переменных, то в целом она выглядит так: Qd = f (P, I, T, PS, PC, N, X)
Функция спроса от только цены выглядит следующим образом: Qd = f (P)
Цена спроса: определение и характеристика
[stextbox id=’warning’]Цена спроса – это цена, выше которой потенциальный покупатель не готов платить за данный товар. Понятия цены спроса и рыночной цены – не одно и то же. Рыночная цена – это стоимость конкретной покупки. Цена спроса зависит в первую очередь от доходов покупателей.[/stextbox]
Более того, она им ограничивается и остается неизменной, так как покупатель сверх этого платить не будет. Когда цена спроса высока, все больше покупателей не совершат данную покупку, и тем меньше продукции будет в итоге реализовано.
Все покупатели, доходов которых хватит на покупку, просто уйдут из сделки в поисках более подходящих вариантов.
Существенным моментом в рыночном механизме является ценообразование. Именно цена определяет равновесие между спросом и предложением, заставляя производителя товаров и услуг учитывать стоимость производства, чтобы, удовлетворяя потребности людей, не работать при этом в убыток.
Для определения оптимальной цены:
- Нужно посчитать переменные затраты на одну единицу продукции. Переменные – значит, размер финансовых вложений в которые изменится при изменении объемов производства и иных факторов.
- Дальше нужно посчитать постоянные затраты. Это те расходы, которые не зависят от объемов производства. Они всегда одинаковы. Это может быть аренда, зарплата, коммунальные расходы, издержки при торговле, амортизации цехов.
- Затем требуется определить объем выпускаемой продукции. Это цифра будет зависеть как от производственных мощностей, так и от экономического пространства для продажи.
- Нужно обязательно рассчитать желаемый доход. Должно хватить не только на себестоимость производства, но и на прибыль. Потом добавить затраты на изготовление товаров и планируемые расходы на расширение. Полученную сумму нужно разделить на объем выпускаемой продукции, в итоге получится искомая цена.
- Как только цена определена, нужно перейти к анализу рынка. Начать желательно с конкурентов. Сравнить цены на такую же продукцию других производителей, изучить товары заменители. И после этого отрегулировать цену на собственный товар в зависимости от полученной информации, сделать ее выше или ниже цен конкурентов. Как правильно провести маркетинговый анализ компании вы прочтете здесь.
[stextbox id=’alert’]При формировании цен и изучении рынка важно ставить себя на место клиентов. Если цена будет сильно снижена, то у них может возникнуть впечатление, что товар некачественный. При завышенной цене есть риск, что покупатели предпочтут аналогичный товар у конкурентов.[/stextbox]
В любом случае весь этот процесс требует вдумчивого и тщательного исследования спроса. Формируя или изменяя цену изделия, нужно точно понимать поставленные цели, будь это рост прибыли или существенное увеличение доли предприятия на рынке.
Шаги по определению потребительского спроса
Перед началом производства и внедрения своей продукции нужно проанализировать потребительский спрос. Для этого используют различные способы.
- Исследуйте спрос и предложение на такие же товары. Для этого нужно выяснить средние цены, скорость товарооборота, ориентировочную прибыль. Исследовать предложения и условия конкурентов и неконкурентов. Потом на основании полученной информации решить, стоит ли производить этот товар.
- Изучите целевую аудиторию, ее возможности и потребности. Для качественного исследования нужно тщательно изучить возраст, пол, место проживания, образ жизни, потребности потенциальных покупателей.
- Проведите опрос своих потенциальных клиентов. Имейте в виду, что список вопросов должен коротким, чтобы люди не устали на них отвечать, но исчерпывающим для ваших интересов.
- Если есть сеть магазинов-распространителей, проведите тестирование продаж. Дайте им небольшие объемы товара на реализацию, чтобы посмотреть, как пойдет процесс.
Чтобы изменить объем спроса, нужно влиять на факторы, которые его формируют. Для этого есть несколько путей.
- Изучить неудовлетворенный покупательский спрос.
- Рассмотреть предложения и замечания потребителей по ассортименту и качеству вашей продукции.
- Изучите товарооборот, определить количество продаж в зависимости от характеристики товара.
- Найти дефекты, опросив покупателей, что именно их не устроило в вашей продукции. Если есть возможность, провести брифинги. Тут вы узнаете, как правильно составить дефектный акт.
- Организовать выставку-реализацию или выставку-демонстрацию.
[stextbox id=’black’]Таким образом, изучать и анализировать потребительский спрос необходимо, если производитель действительно желает добиться успеха в реализации своей продукции. Нельзя игнорировать законы и потребности рынка, иначе ошибки и проблемы приведут к провалу и убыткам.[/stextbox]
Как правильно анализировать спрос на товары вы можете посмотреть тут: