Мотивация персонала является сложнейшей управленческой функцией и содержит в себе множество способов воздействия на персонал. Очень важно, чтобы сотрудники не только показывали высокий уровень работоспособности, но и пребывали в состоянии комфорта и удовлетворенности, хорошем настроении и имели желание вносить собственный вклад в новые проекты.
Теме мотивации сотрудников посвящено большое количество литературы, познавательных статей, различных интернет-ресурсов. Все они могут рассказать об уникальных способах повышения мотивации персонала. Однако в данной статье собраны наиболее эффективные советы, которые помогут вам достигнуть поставленной цели за кратчайшие сроки.
Определение мотивации персонала
Очень часто люди не довольны своими условиями работы, причем речь идет в большей мере об эмоциональном комфорте.
[stextbox id=’alert’]Важно обеспечивать людям наиболее комфортные условия. Многие успешные бизнесмены уделяют данной теме особое внимание, так как это помогает им достигать лучших результатов в рабочем процессе их подопечных, а также развивать собственное дело.[/stextbox]
Мотивацией персонала (МП) считается совокупность всех мероприятий, направленных на человеческое подсознание для увеличения эффективности рабочей деятельности и качественного выполнения поставленных задач. Тут вы узнаете, что такое мотивационный менеджемент и как он работает в компании.
Чтобы лучше понять значение МП, необходимо привести следующий пример. Начальнику организации все равно на физическое и психологическое состояние персонала. Его волнует только выполнение работы в поставленные сроки.
Для соблюдения дисциплины он использует методы наказания и выговора. Несложно понять атмосферу, которая царит в таком рабочем коллективе. Люди не будут уважать своего босса, а работу выполнять лишь для отчетности.
3 основных принципа нематериальной мотивации сотрудников вы узнаете в этом видео:
При соблюдении дружеских отношений со всеми сотрудниками, проявлении к ним внимания и человеческих качеств, руководитель мотивирует других людей на выполнение большего объема работы. Как стать хорошим руководителем – читайте пошаговую инструкцию в статье по ссылке.
Любому начинающему руководителю обязательно нужно научиться стимулировать сотрудников. Это приносит положительный эффект всем без исключения.
Задачи мотивации
[stextbox id=’black’]Существуют определенные задачи, которые выполняет МП. Качественное выполнение работы – вовсе не единственная цель.[/stextbox]
Стимулирование персонала выполняет следующие задачи:
- Привлечение ценных кадров;
- Минимизация числа увольняющихся;
- Выявление и заслуженное поощрение лучших работников;
- Осуществление контроля всех денежных выплат.
Теории, посвященные мотивации персонала
Денежные поощрения – не единственный способ повышения МП. Нужно грамотно подойти к данному процессу и проанализировать самые известные теории, существующие на данный момент. Здесь вы узнаете, как правильно составить приказ о премировании сотрудников.
Теория Маслоу
По мнению Абрахама Маслоу, эффективное стимулирование сотрудников возможно лишь после изучения их потребностей.
В своих трудах он выделил следующие потребности:
- Физического характера – необходимость людей удовлетворять потребности с точки зрения физиологии (жажда, питание, отдых и т. д.)
- В обеспечении безопасности – каждый человек хочет быть уверенным в своем светлом будущем. Сюда входит безопасность физического и эмоционального характера.
- Социального характера – человеку свойственно желание быть частью социума.
- В получении признания и уважения – человек нуждается в независимости, свободе, личном статусе и признании со стороны других.
- В самовыражении – люди стремятся самосовершенствоваться, развивать желаемые навыки, реализовывать все свои идеи.
[stextbox id=’info’]Данный список содержит группы потребностей в соответствии с их значимостью для человека. Хорошему руководителю нужно стараться затронуть все указанные потребности.[/stextbox]
Теория МакГрегора «X и Y»
Дуглас МакГрегор в своей теории делает акцент на двух способах управления людьми.
- Способ X предполагает осуществление управления при авторитарном режиме. Этот способ говорит о необходимости постоянного жесткого контроля людей по причине их естественной неорганизованности.
- Способ Y – это противоположность первого способа. Весь коллектив склонен к трудолюбию, абсолютной самоотдаче и организованности. Поэтому подход управления должен быть лояльным.
Мотивационно-гигиеническая теория
В своей теории Херцберг описывает естественный процесс, когда выполненная работа способна удовлетворить человека.
[stextbox id=’warning’]Сотрудник гордится выполненной работой, когда она способствует его самовыражению как личности. Для развития каждому человеку необходима возможность двигаться по карьерной лестнице. Что делает его более ответственным и инициативным.[/stextbox]
Факторами мотивации, ведущими к неудовлетворенности человека, являются плохие условия труда и недостатки организационного процесса деятельности.
Теория Мак-Клелланда
Данная теория также предлагает отнести потребности человека в 3 разные группы. Согласно данной классификации, существуют следующие потребности:
- Управления и воздействия на других. Есть 2 типа людей, к первому относятся люди, которые жаждут власти, второй тип же предполагает наличие стремления решать групповые задачи.
- Достижения успеха. Данная потребность объясняет желание человека совершенствоваться с каждым разом, когда он выполняет какую-то работу.
- Участия в каком-либо процессе. Когда люди нуждаются в признании и уважении.
Необходимо опираться на данные группы, выбирая инструменты воздействия на личность.
Процессуальная теория стимуляции работников
Объясняется желанием человека получать удовольствие без угрозы испытать какую-либо боль. Управляющим следует опираться на поощрение персонала, а наказание минимизировать.
Теория ожидания
[stextbox id=’alert’]Врум полагает, что человек способен эффективно выполнять те виды работы, которые приносят ему удовольствие.[/stextbox]
Теория Адамса
Основная идея состоит в необходимости вознаграждать человеческий труд. Из-за низкой заработной платы работник будет выполнять работу некачественно. То есть, повышая оплату за труд, вы повышаете качество работы.
Классификация мотивации сотрудников
Мотивировать Работников можно разными способами. В зависимости от способа воздействия, мотивация бывает:
- Прямая – сотрудник знает о поощрении за качественно выполненную работу. Она также включается себя такие подвиды мотивации:
- Материальная – стимуляция осуществляется, с помощью денежных вознаграждений, премий, путевок и бонусов. Правила и порядок разработки положения о премировании работников – в статье по ссылке.
- Нематериальная – начальник поощряет работника грамотами, памятными подарками, улучшением условий труда и т. д.
- Косвенная – возобновление интереса к работе у сотрудника путем проведения специальных мероприятий. Результат: обострение чувства ответственности у работника и необязательность контроля со стороны руководства.
- Социальная – осознание человеком его места и значимости в коллективе. Проявление сплоченности с коллективом, страх подвести других людей.
- Психологическая – создание приятной и доброжелательной атмосферы для работника в коллективе. Результат: у человека возникает естественное желание идти на работу, выполнять свою работу в коллективе.
- Трудовая – осуществление самореализации человека путем использования специальных методов.
- Карьерная – мотивацией человека является желание продвинуться дальше по служебной лестнице.
- Гендерная – желание хвастаться успехами на работе.
- Образовательная – развитие, познавательная деятельность и образование являются основными целями человека.
Самым эффективным способом станет использование каждого из приведенных методов МП для достижения наилучшего результата.
Классификация уровней мотивации
[stextbox id=’black’]Индивидуальность и уникальность каждого человека объясняет преследование разных целей. Поэтому и подбор методов МП должен быть подобран индивидуально для каждого сотрудника.[/stextbox]
3 уровня включают мотивацию:
- Индивидуальную – достойная оплата труда работника. Учет всех знаний, умений и навыков человека при установлении размера зарплаты.
- Командную– эффективная деятельность сплоченной группы людей ради достижения общей цели. В этом случае мотивацию можно оказывать на всю группу людей.
- Организационную– необходимость объединения всего рабочего коллектива для системной МП. Руководитель должен дать людям понять, что все они – члены единого сообщества и должны прилагать достойные усилия ради всеобщего блага.
Система мотивации персонала
Проведение МП должно включать в себя 5 последовательных шагов:
1 шаг. Выявить проблемы МП
Сюда входит анализирование потребностей каждого человека коллектива. Это можно сделать, применив метод анкетирования (желательно анонимного). Это позволит получить правдивые и точные данные.
2 шаг. Осуществить управление с учетом полученных данных
Нужно подобрать необходимые способы стимулирования, учитывая информацию, полученную ранее.
3 шаг. Повлиять на поведение персонала
Наблюдайте за поведенческими изменениями в процессе МП.
4 шаг. Совершенствовать системы МП
[stextbox id=’info’]Не нужно останавливаться на достигнутом. Положительный результат – хорошее начало чтобы продолжить экспериментирование с другими способами. Это позволит достигнуть еще лучшего результата. Поиск индивидуального подхода к каждому.[/stextbox]
5 шаг. Рассказать, как заслужить поощрение
Осуществлять систему вознаграждений и премий. При получении поощрения сотрудники находят дополнительную мотивацию к действию.
Мотивационные методы
Среди наиболее популярных методов МП можно выделить:
- Заработную плату. Основной и самый действенный мотиватор, который способен поднять МП эффективней всего.
- Похвалу и одобрение. Нужно проявлять внимание к каждому человеку, даже словесная похвала будет приятна. Этот способ выгодный и в экономическом плане.
- Обращение по имени к каждому. Необходимо запомнить имя каждого члена коллектива. Когда человек слышит, как его зовут по имени, он начинает относиться к начальнику еще положительней с психологической точки зрения.
- Предоставление дополнительного отдыха. Наличие возможности получить дополнительный отдых может мотивировать человека не только делать работу качественно, но и за короткий временной срок. Примером является предоставление персоналу возможности пойти домой раньше, при условии выполнения всех поставленных задач.
- Перспективу повышения. Каждый человек должен получить возможность проявить себя и продвинуться выше по карьерной лестнице. Так как всем известно, что более высокая должность – повышение зарплаты и дополнительные бонусы.
- Возможность выразить личное мнение. Каждый должен выразить свою точку зрения в случае возникновения какой-либо ситуации. Начальнику также важно прислушаться к мнению каждого и найти оптимальный вариант.
- Приватное общения каждого работника с начальством. Некоторым людям неуютно высказываться в окружении других людей, поэтому нужно пообщаться с каждым человеком лично по поводу интересующего вопроса.
- Доску почета. Искусственное создание ситуации соперничества помогает людям стремиться стать лучше других. А значит они будут усерднее трудиться на работе.
- Предоставление возможности выполнять работу дома. Это касается людей, которые имеют все средства и возможности качественно выполнить работу дома.
- Наличие корпоративов. Тематические мероприятия дают людям возможность отдохнуть и разнообразить рутинную деятельность. После корпоратива человек будет полон мотивации работать с новыми силами, а также это позволит вам узнать персонал еще лучше и сплотить коллектив.
- Публичную благодарность. Получение похвалы на публике будет вдвойне приятно. Также это пробуждает у других чувство соперничества и желание как-то выделиться.
- Предоставление скидок. Это касается случаев, когда компания занимается предоставлением каких-либо услуг, в которых заинтересованы сами сотрудники.
- Денежные вознаграждения. Премии являются одним из самых эффективных способов повышения МП. Вам нужно лишь дать людям инструкции, как получить материальное поощрение.
- Образование за счет организации. Вы можете давать людям совершенствоваться и обеспечивать их профессиональный рост путем оплаты различных семинаров, тренингов, конференций и т. д.
- Предоставление абонемента в спортивный зал. Оплата абонемента в фитнес-клуб может в значительной мере повысить уровень работоспособности.
- Оплату транспорта. С оплаченной дорогой на работу, у человека возникает искреннее желание приходить туда, так как он чувствует себя ценным сотрудником.
- Банк идей. Нужно дать возможность каждому человеку предложить свою идею по созданию комфортной рабочей атмосферы. Это стимулирует людей быть более инициативными и ответственными.
Стимулирование сотрудника в зависимости от его профессии
Лучше всего важность подбора способов МП в соответствии с профессией человека показывает данная таблица.
Профессия | Способы мотивации |
Продавец-консультант | Предоставление возможности проявить инициативу.
Выплата премии в зависимости от количества продаж. |
Офис-менеджер | Организация производственных соревнований.
Объемы продаж фиксируют величину премии. |
Веб-дизайнер | Свобода творчества
Денежное вознаграждение в зависимости от количества выполненных задач. |
Необычные способы мотивации сотрудников
Можно также выделить дополнительные способы МП, которые представлены ниже:
- Офисная кухня;
- Автомат с бесплатным кофе;
- Душевая кабинка;
- Комната для отдыха, спальня, комната для курения;
- Тренажерный зал;
- Массажное кресло;
- Теннисный стол;
- Зал для просмотра кинофильмов;
- Самокаты или ролики.
Эти способы понравятся тем, кто не боится экспериментировать.
Эффект грамотной мотивации сотрудников
Среди наиболее распространенных положительных эффектов можно выделить следующие:
- Ответственный подход к выполнению своей работы;
- Повышение качества и производительности труда;
- Улучшение производственных показателей;
- Рождение командного духа у персонала;
- Уменьшение увольнений;
- Ускорение процесса развития компании и т. д.
Рекомендации для начинающих бизнесменов
Будучи начинающим бизнесменом, очень важно мотивировать персонал правильно, а конкретней:
- Будьте позитивно настроены на выполнение работы сами и передавайте членам коллектива свой настрой.
- Не забывайте о необходимости удовлетворять базовые потребности сотрудников.
- Постоянно уделяйте время созданию комфортных условий труда.
- Относитесь ко всем работникам справедливо, но в тоже время внимательно и лояльно.
- Проявляйте заинтересованность по отношению ко всем подчиненным, их семьям и жизни в целом. Не забывайте спрашивать людей об их личных потребностях.
- Не ругайте сотрудников без причины. А при возникновении какой-либо проблемы или трудностей в работе, помогите человеку разобраться с решением, демонстрируя пример взаимопомощи в коллективе.
- Анализируйте атмосферу в коллективе и взаимоотношения между сотрудниками. Не ленитесь проводить опросы, анкетирования и т. д.
- Не забывайте выплачивать людям дополнительные премиальные и выражать любые виды поощрения.
Заключение
[stextbox id=’warning’]Сложно оценить всю значимость процесса мотивации персонала для развивающегося предприятия. Работодатель сам решает, какие именно способы он намерен использовать для повышения работоспособности.[/stextbox]
Не стоит забывать о таком важном аспекте, как стимулирование сотрудников, так как это поможет наладить качественную работу с самого начала. Результат – это полная отдача работника.
Основы мотивации и управления персоналом рассмотрены в этом видео: