Определение, разновидности и составляющие элементы цены


Каждый товар обладает своей уникальной ценой, которая устанавливается непосредственным продавцом. В нее включается прибыль владельца товара, себестоимость и некоторые другие расходы. Устанавливается цена таким образом, чтобы продавец смог получить определенную прибыль от совершаемой сделки.

Сущность цены

Она представлена определенной суммой средств, за которую продавец готов продать какой-либо товар. Именно столько денег готов заплатить непосредственный покупатель. Цена представлена способом определения ценности конкретного блага.

В рыночных условиях она является денежным выражением стоимости определенного товара или услуги. Именно на ней держится обмен, совершаемый между производителями и покупателями.

Многие люди уверены, что цена и стоимость являются равнозначными значениями, но в экономическом смысле между ними имеются определенные отличия. Стоимость может выражаться не только в денежных средствах, но и в натуральном виде.

Из чего формируется

На цену оказывает влияние множество факторов.

К ним относится:

  • затраты, связанные с производством товара, причем они называются по-другому себестоимостью;
  • субъективная ценность какого-либо предмета;
  • спрос на товар;
  • конкурентные преимущества;
  • влияние государства на ценообразование.

Что такое цена? Смотрите видео:

[stextbox id=’alert’]Именно государство стремится с помощью разных мер воздействия ограничивать рост расценок, так как это приводит к увеличению богатства предпринимателей, но негативно сказывается на благосостоянии граждан и уровне инфляции.[/stextbox]

Как устанавливается

Любой производитель применяет свой алгоритм действий, при реализации которых устанавливается окончательная цена конкретного товара.

Стандартно для этого выполняются следующие этапы:

  • ставятся задачи, связанные с выпуском и продажей определенной продукции;
  • определяется спрос на предлагаемые предметы;
  • оцениваются издержки производства;
  • анализируется применяемая стоимостная политика;
  • выявляются расценки, используемые конкурентами;
  • выбирается метод ценообразования;
  • определяется окончательная цена.

Как сэкономить на использовании электроэнергии? Читайте по ссылке.

Предприниматели должны помнить, что определяется данный показатель не только с помощью учета затрат на производство, но и с учетом других факторов.

Виды

Существует несколько вид расценок, которые зависят от разных факторов.

К основным разновидностям относится:

  • По характеру оборота они могут быть оптовыми или розничными. Оптовые цены устанавливаются непосредственными производственными компаниями, которые продают свои товары посредникам, а не конечным потребителям. Розничные расценки применяются в разных розничных организациях, которые сотрудничают с частными лицами и являются посредниками.
  • По особенностям государственного регулирования расценки могут быть регулируемыми или свободными. [stextbox id=’black’]Регулируемые цены используются на какие-либо социально значимые товары. В этом случае государство разными способами влияет на производителя, заставляя его снижать данный показатель.[/stextbox]
  • По методу фиксации цены могут быть подвижными, твердыми или скользящими. Твердый показатель фиксируется в контракте, составленном с производителем, а также не меняется в течение всего периода сотрудничества. Подвижные расценки устанавливаются на основании строго фиксированных процентов. Скользящие не закрепляются в договоре, поэтому зависят от спроса и других изменений на рынке.
  • По методу получения данных об уровне цены, показатель может быть публикуемым или расчетным. Публикуемые расценки можно посмотреть в разных прайсах или каталогах. Расчетные показатели представлены средней стоимостью разных продуктов, которая устанавливается в конце каждого дня.
  • По виду рынка расценки могут быть представлены показателями, определяемыми на аукционах, торгах или бирже.
  • В зависимости от времени показатель может быть сезонным, постоянным или ступенчатым. Сезонные расценки изменяются в зависимости от времени года. Постоянный показатель не изменяется с течением времени. Ступенчатые периодически снижаются или увеличиваются.
  • По условиям реализации и транспортировки расценки могут быть представлены ценой-нетто или брутто.
Определение, разновидности и составляющие элементы цены
Понятие цены. Фото ppt-online.org

Руководитель каждой производственной организации должен хорошо разбираться в основных разновидностях данного показателя. От этого зависит эффективность стратегии ценообразования.

Функции

Цены в рыночной экономике выполняют сразу несколько значимых функций.

К ним относится:

  • Учетная. Благодаря расценкам можно сопоставить блага, которые невозможно сравнить на основании их потребительских свойств. Например, можно соотнести стоимость одного часа работы работника производственного предприятия с ценой одной единицы товара.
  • Перераспределительная. Благодаря этой функции происходит распределение продукции между разными субъектами, сферами экономики и регионами.
  • Стимулирующая. Она заключается в поощрении увеличения или в сдерживании расценок на разные блага. [stextbox id=’info’]Если государство заинтересовано в развитии какого-либо производства, создающего специфические и нужные для населения товары, то оно позволяет увеличивать цены независимо от размера себестоимости. Но иногда производители сталкиваются с тем, что на затратные товары вводятся специфические ограничения.[/stextbox]
  • Баланс спроса и предложения. Расценки полностью зависят от спроса и предложения. Если спрос будет низким, то производители вынуждены будут снижать расценки. Это же происходит при наличии большого количества конкурентов, обладающих своими специфическими преимуществами.
Определение, разновидности и составляющие элементы цены
Факторы влияющие на цену. Фото ppt-online.org

Хотя в России действует рыночная экономика, государство все равно вмешивается в ценообразование. Это обусловлено необходимостью использования таких расценок, которые будут оптимальными для текущего уровня благосостояния населения.

Какие уставы нужны для работы ООО? Узнаете тут.

Для этого могут использоваться разные рычаги давления, представленные отказом от финансирования каких-либо сфер деятельности, предоставлением дорогих кредитов или повышением налогов.

Отличие цены от стоимости

Между этими показателями имеется значительная разница, о которой не знают многие граждане. Цена представлена исключительно денежным выражением ценности конкретного товара. Стоимость может выражаться не только в деньгах, но и даже в товарах.

К особенностям данных показателей относится:

  • цена непременно включает в себя все расходы на производство и продажу продукции, а также в нее входит надбавка, представленная прибылью производителя и посредника, так как только с ее помощью обеспечивается стабильность и эффективность функционирования компаний;
  • реальная стоимость представлена себестоимостью, которая ниже окончательной цены, так как она представлена только затратами, которые несет производственное предприятие в процессе создания товаров;
  • на данные показатели непосредственно виляют разные условия труда и экономическая ситуация в стране;
  • на стоимость оказывают влияние расценки на используемое сырье, расходы на зарплату, а также плата за разные ЖКХ;
  • если к этой стоимости прибавить прибыль фирмы, то получается реальная цена товара, которую нужно заплатить покупателю, если он желает приобрести предмет.

Как правильно установить цену? Ответ в видео:

Каждая современная компания должна самостоятельно определиться с оптимальным способом ценообразования.

[stextbox id=’warning’]Например, если выпускается на рынок новый товар, не обладающий аналогами, то обычно устанавливаются завышенные расценки, так как обеспечивается стратегия «снятия сливок». Через определенный период времени производитель вынужден снижать расценки за счет падения спроса и насыщения рынка.[/stextbox]

Наиболее часто предприятия пользуются способом, представленным методом прямых затрат. Он заключается в том, что все издержки, возникающие в процессе производства, делятся на постоянные и переменные расходы. Цена определяется путем сложения прямых затрат с маржинальной прибылью, являющейся наценкой на товар.

Заключение

Цена представлена суммой, которую покупателю нужно заплатить для покупки какого-либо товара. Для ее определения производственные компании и посредники пользуются разными стратегиями и методами. Она представлена в разных видах, а также часто на этот показатель влияет государство для достижения разных значимых целей.

Подписка на FBM.RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных экономических новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.

Добавьте FBM.ru в избранные новости Добавьте FBM в избранные новости

Оценить новость
( Пока оценок нет )
Expert/ автор статьи
FBM.ru - Финансы  Бизнес Маркетинг