Франчайзинг считается выгодным видом деятельности, представленным покупкой бизнеса определенным покупателем. Владелец крупной компании предоставляет покупателю возможность использовать товарный знак и передает основные сведения о том, как вести эффективно бизнес. Он выдает нужные документы и лицензии, указывает, где покупать оборудование, а также как обучать персонал.
За счет таких многочисленных преимуществ требуется именно покупка франшизы. Для ее приобретения необходимо вносить паушальный взнос или вовсе уплачивать роялти. Каждый платеж обладает своим назначением и особенностями.
Понятие и нюансы паушального взноса
Популярность франчайзинга обусловлена возможностью начать бизнес по работающей и эффективной модели, поэтому вероятность возникновения убытков и банкротства является минимальной.
[stextbox id=’alert’]Поэтому многие начинающие и даже опытные бизнесмены предпочитают покупать готовую модель бизнеса. За счет этого можно пользоваться опытом давно функционирующей и прибыльной компании.[/stextbox]
Для покупки франшизы необходимо потратить определенное количество средств. Непременно покупатели должны вносить паушальный взнос. Он представлен фиксированной денежной суммой, которая перечисляется покупателем за применение товарного знака давно существующей и успешной фирмы.
Паушальный взнос по-другому называется точной стоимостью франшизы. После его перечисления бизнесмен получает от владельца бизнеса следующие возможности:
- использование известного товарного знака;
- предоставление информации о том, как правильно необходимо вести бизнес для получения высокой прибыли;
- передача сведений о том, где необходимо закупать оборудование и сырье;
- предоставление правил, на основании которых происходит обучение персонала.
На основании данной информации начинающий предприниматель без сложностей сможет начать свой бизнес, пользуясь успешной и эффективной моделью.
Что входит в паушальный взнос и в чем его особенности вы узнаете в этом видео:
Определение и назначение роялти
[stextbox id=’black’]Кроме паушального взноса, некоторые франчайзеры требуют от покупателей уплаты роялти. Они представлены ежемесячными перечислениями денежных средств. С их помощью обеспечивается право покупателя пользоваться франшизой. Именно роялти выступает основной прибылью продавца.[/stextbox]
Некоторые крупные фирмы отказываются от взимания роялти, поэтому у них паушальный взнос отличается высоким размером. Но такие условия считаются не слишком привлекательными для франчайзи, так как владельцу бизнеса надо только продать франшизу подороже, но он не заинтересован в том, будет ли бизнес покупателя успешным.
Если франчайзер требует от покупателей роялти, то это выступает гарантией, что компания заинтересована в прибыльности функционирования новой компании.
Чем больше денег будет получать покупатель от предпринимательской деятельности, тем больше будет доход продавца.
Почему необходимо платить паушальный взнос
Необходимость в его перечислении обусловлена разными причинами. Он выступает платой за использование товарного знака, опыта и знаний успешной компании.
Некоторые владельцы бизнеса вовсе передают сведения о том, где открывать фирму, как продавать разную продукцию, а нередко направляют в новую фирму куратора, занимающегося организацией бизнеса. Периодически проводится анализ деятельности организации.
К основным нюансам перечисления паушального взноса относится:
- первоначально франчайзи передает заявку на покупку франшизы;
- владелец бизнеса изучает возможности нового предпринимателя, проводит консультации и изучает, насколько хорошо покупатель разбирается в предпринимательской деятельности;
- на основании полученной информации определяется оптимальный размер паушального взноса;
- он выступает оплатой деятельности работников фирмы, которые изучают и анализируют потенциального покупателя, а также является платой за применение раскрученного и известного товарного знака.
[stextbox id=’info’]Информация о том, как надо вести бизнес, считается настолько важной и значимой, что за нее перечисляется 80% паушального взноса.[/stextbox]
Как соотносятся платежи
Паушальный взнос и роялти являются разными платежами, но при этом у них имеются многочисленные схожие особенности. К отличиям относится:
- паушальный взнос уплачивается только единожды, а вот роялти приходится перечислять продавцу бизнеса ежемесячно;
- взнос выступает платой за то, чтобы новый предпринимать стал частью крупной франчайзинговой сети, а вот роялти гарантирует возможность пользоваться благами и брендом известной фирмы;
- размер этих платежей значительно отличается, причем роялти может изменяться в зависимости от прибыли, получаемой франчайзи.
Паушальный взнос остается неизменным, поэтому он рассчитывается изначально работниками продавца франшизы, после чего нужная сумма средств вносится покупателем.
К общим параметрам данных платежей относится то, что они выступают платой за использование товарного знака и информации относительно правильного ведения бизнеса.
Если продавец франшизы не требуют роялти, то покупателю придется столкнуться со значительным размером первоначального платежа и отсутствием контроля над бизнесом со стороны владельца товарного знака.
Как рассчитывается размер платежей
Каждая компания пользуется собственным уникальным способом расчета данных платежей. При определении паушального взноса учитываются следующие факторы:
- затраты, которые приходится нести компании в процессе анализа потенциального франчайзи и разработки маркетинговой стратегии;
- расходы, связанные с обучением персонала новой компании;
- средства, необходимые для покрытия потенциальных рисков продавца франшизы.
[stextbox id=’warning’]Риски обычно связаны с тем, что франчайзи будет неправильно вести бизнес, что может привести к нанесению ущерба известному бренду.[/stextbox]
Размер роялти может значительно отличаться в разных компаниях. Во время расчета платежа учитываются следующие нюансы:
- количество и длительность регулярных консультаций;
- правила проведения обучения новых работников компании;
- периодичность анализа показателей деятельности покупателя франшизы. Тут вы узнаете, как правильно провести маркетинговый анализ фирмы;
- прибыль новой компании.
Нередко франчайзи думают, что роялти является некоторым процентом от прибыли, но на самом деле в этот платеж включаются разные показатели. В крупных компаниях обычно имеются специалисты, занимающиеся стратегическим планированием для новых фирм, поэтому некоторая часть роялти представлена их зарплатой.
Например, они могут заниматься подготовкой меню или ассортимента продукции, разрабатывают алгоритм ведения торговли или занимаются другими аналогичными действиями.
Некоторые фирмы требуют от владельцев франшиз тратить определенное количество средств на рекламную компанию. Главная фирма разрабатывает креативы, определяет пути внедрения информации, а также формирует имидж всех торговых точек.
За это покупатели франшиз перечисляют только некоторую сумму средств, частично покрывающую затраты.
Как оплачивается паушальный взнос
Многие фирмы предлагают возможность частично вносить средства, а другие требуют единовременного перечисления крупной суммы. При этом учитывается, сколько денег придется потратить новому предпринимателю на аренду и подготовку помещения, закупку оборудования и сырья, а также на оформление наемных специалистов.
[stextbox id=’alert’]Непосредственный покупатель франшизы должен самостоятельно составить бизнес-план, чтобы определить возможные риски при внесении крупной суммы в виде первоначального вложения в бизнес.[/stextbox]
Существуют ли франшизы без взноса
Крупные фирмы, продающие франшизы, могут не требовать паушального взноса, так как он не является их основным доходом. Их прибыль складывается из роялти и продажи собственных товаров.
Например, фирма занимается продажей строительных материалов. Она может не требовать от франчайзи перечисления первоначального вложения, но основным условием выступает продажа продукции франчайзера.
Нередко вовсе не требуют фирмы даже перечисления роялти, так как достаточно только продавать их товары.
Минусом такого сотрудничества выступает то, что фирмы заинтересованы только в продаже своей продукции, а не в успешной деятельности покупателя франшизы. Обычно предприниматель не становится партнером, а только управленцем филиала известной компании.
Бухгалтерские проводки
Компании, перечисляющие паушальный взнос, должны грамотно отражать информацию о таком платеже в бухгалтерском учете. Для этого применяются следующие проводки:
- Д97 К60 – отражение фиксированного платежа в расходах будущих периодов;
- Д20 К97 – включение паушального взноса в текущие расходы в течение всего периода, когда действует соглашение коммерческой концессии;
- Д91-2 К97 – причисление платежа к прочим расходам.
Если предприниматель работает с использованием УСН, то он должен помнить, что паушальный взнос невозможно причислить к расходам по этой системе налогообложения. Здесь вы узнаете, как правильно заполнить уведомление о переходе на УСН.
Заключение
[stextbox id=’black’]Франшизы предлагают возможность любому предпринимателю открыть эффективный и прибыльный бизнес. Они продаются крупными и известными фирмами. За использование франшизы требуется уплачивать паушальный взнос и роялти.[/stextbox]
Размер этих платежей может значительно отличаться в разных организациях, а также на них оказывает влияние множество показателей. Некоторые фирмы не требуют применения роялти, но при этом покупатель франшизы становится лишь руководителем филиала, а не его непосредственным владельцем.
Что представляют собой паушальный взнос и роялти вы можете посмотреть тут: