Как получить лицензию на страховую деятельность: 6 требований


Все привыкли слышать о страховых компаниях и постоянно общаются с деловыми агентами, которые предлагают застраховать все, что угодна и всегда на выгодных условиях. Кто занимает эту сферу? Если это вид предпринимательства, значит можно зарабатывать и в нише страхования. Что для этого нужно, может ли каждый сделать себе ИП или ООО и начать делать деньги?

На самом деле все не так просто и радужно. Без проблем можно стать только страховым агентом. В других случаях нужно обязательно получить лицензию на страховую деятельность. Но перед этим все ваше прошлое, будет рассматриваться надзорными органами как на ладони.

Узнайте, что нужно, чтобы организовать страховую компанию и как это сделать правильно. Тогда ваши труды будут вознаграждены сполна.

Кто может получить лицензию на страховую деятельность

[stextbox id=’alert’]Страхование в России может быть обязательным и добровольным. Каждый человек имеет право застраховать себя, своих близких и имущество, если захочет. Обратиться за этой услугой можно только к лицензированным компаниям.[/stextbox]

Чтобы не попасть в сеть мошенников, важно проверить наличие лицензии. Уточнить, если у страховой компании разрешение можно на официальном сайте Центрального Банка России. Информация находится в свободном доступе и постоянно обновляется.

Как создать и открыть свой бизнес в страховании, и получить все необходимые для этого документы вы узнаете тут:

Требования к соискателям

Документ, разрешающий страховую деятельность (СД) в России выдается узкому кругу юридических лиц. Основные требования к соискателю лицензии:

  • юридическая форма организации;
  • наличие образования в области страхования;
  • опыт работы более 3 лет;
  • Уставной капитал не менее 120 млн. руб.;
  • для возможности страховать жизни граждан Уставной капитал должен составлять не меньше 480 млн. руб.;
  • для организации компании по узкопрофильному страхованию (например, медицинскому) достаточно 60 млн. руб. Как открыть страховую компанию с нуля вы узнаете в публикации по ссылке.

[stextbox id=’black’]После всех реформ, преобразований и реорганизаций в страховой сфере, выделились компании, которые могут предложить страхование на добровольной основе гражданам, предпочитающим обезопасить свою жизнь со всех сторон. Лицензию не могут получить без разрешения Центробанка РФ.[/stextbox]

Особенности лицензирования в сфере страхования

Специфика этой отрасли заключается в том, что организация должна создать страховой фонд и иметь очень крупную сумму на своем счете. Многомиллионный оборот фиксированных страховых взносов контролируется ЦБ РФ, чтобы избежать коррупции и крупномасштабных хищений, доверенных клиентами страховых взносов.

Именно поэтому получить лицензию СД на возможность страховать, из десяти соискателей может только один. Но, на рынке страхования существуют определенные страховые формы, при которых необходимо иметь официальное разрешение (ст 32 ФЗ №234 от 23.07.2017).

Лицензию на СД должны получить:

  1. Страховые компании – на страхование (личное, жизни, имущества).
  2.  Перестраховочные организации.
  3. Общества взаимного страхования.
  4. Страховые брокеры.
  5. организации медстраха.
  6. НПО.
  7. компании, занимающиеся страхованием грузоперевозок.
  8. организации, которые занимаются страховкой в сфере сельского хозяйства.
  9. конторы специализирующиеся на страховании рисков (финансовая сфера).

Все виды СД в Федеральном законе № 234 от 23.07.2013 ст 32.9.

Что должен уметь соискатель

Требования к руководящему аппарату этой финансовой организации очень строгие:

  1. Гендиректор должен иметь соответствующее высшее образование и более 2 лет стажа работы на руководящей должности страховой организации.
  2. Главбух – должен иметь, кроме образования, стаж работы более  лет, 2 из которых в данной сфере.
  3. У руководящего состава не должно быть моментов, при которых отзывалась лицензия у организаций, где они до этого работали.
  4. Ни у кого из работников не должно быть и намека на судимость.

[stextbox id=’info’]Страховая деятельность без лицензии категорически запрещена и наказывается законом. Это финансовая организация, в обороте которой миллионные средства, поэтому спрос с лицензиатов очень строгий.[/stextbox]

Намерение юр. лица оформить лицензию на СД для отмывания денег, вывода капитала из страны, фальсифицирования банкротства или других махинаций, уголовно наказуемо.

Поэтому тщательная проверка биографии каждого учредителя и его финансового положения, цели создания страховой компании входит в подготовительные работы ЦБ при рассмотрении соискателей.

Как получить лицензию на страховую деятельность: 6 требований
Образец лицензии на страховую деятельность.

Образец страховой лицензии

Лицензия представляет собой гербовый бланк, на котором указываются:

  • порядковый номер;
  • выдавший орган;
  • дата выдачи;
  • вид разрешенной СД;
  • название организации (полное и сокращенное);
  • почтовый адрес;
  • ОГРН и ИНН;
  • срок действия;
  • подпись зампредседателя;
  • печать;
  • реестровый номер.

На какой срок выдается

[stextbox id=’warning’]Этот документ выдается бессрочно или на 3 года. Но лицензия, при выявлении нарушений или поступлении жалоб от населения, может быть приостановлена до конца расследования проблемы.[/stextbox]

Если нарушения незначительные и их можно исправить, то, как в случае с Росгосстрахом, после устранения недочетов, лицензию возобновляют.

ЦБ России, относительно лицензии, имеет право:

  • отозвать;
  • приостановить;
  • ограничить ее действие.

Центробанк полностью контролирует и проверяет деятельность каждой страховой компании на каждом этапе ее существования.

Какие документы нужно подготовить для получения лицензии

Если вы подходите по требованиям к соискателям лицензии по добровольному или взаимному страхованию или перестрахованию, то соберите документы и подавайте заявку на получение разрешения. В пакет необходимых бумаг входят:

  • Устав и все учредительные документы по юр. лицу;
  • номер регистрации компании и подтверждающие документы;
  • протокол собрания учредителей по утверждению уста назначению на должность руководителя;
  • данные об акционерах;
  • документы, подтверждающие уставный капитал;
  • все документы по руководящему составу и главному бухгалтеру (паспорта, дипломы, трудовые книжки и т. п.);
  • сведения о легальности денег уставного капитала;
  • правила по страхованию с приложением документов;
  • расчеты страховых тарифов (с методикой);
  • все о страховых резервах и их формировании;
  • обоснование осуществления СД по видам страховок;
  • бизнес-план на 3 года. Как составить бизнес-план самому – читайте здесь;
  • заявление.

Организовать страховую брокерскую компанию может не только юр. лицо, но и ИП. Документы понадобятся в следующем составе:

  • учредительные документы и паспорт ИП;
  • регистрационный номер ЕГРЮЛ, ЕГРН с подтверждением из ФНС. Тут вы узнаете, как составить заявление на получение выписки из ЕГРЮЛ;
  • образцы договоров по брокерской деятельности;
  • документы по персоналу, которые подтверждают квалификацию и требования к опыту работы в сфере;
  • заявление.

[stextbox id=’alert’]Если компания, которая подает на запрос лицензии – дочерняя от иностранной фирмы, то, кроме всех документов, требующихся в России, должны быть приложены разрешения и согласие надзорных органов с родины иностранной компании.[/stextbox]

Как получить лицензию на страховую деятельность: 6 требований
Пример заполнения лицензии на осуществление страховой деятельности.

Что содержит бланк заявления

В отличие от других лицензий, в страховании по каждому виду СД нужно заполнять разные бланки заявлений. На осуществление страхования бланк отличается от бланка заявления на деятельность по перестрахованию и, тем более от бланка заявления на соискание лицензии страхового брокера.

Все образцы практически не отличаются друг от друга, не считая специфических перечней видов деятельности. Для удобства эти данные уже есть в бланках.

В остальном, заявление должно содержать практически всю, кратко изложенную информацию, которая находится в прилагаемых документах. Кроме этого, вы должны знать свой домен, если собираетесь организовать сайт компании (сейчас это обязательно).

Срок рассмотрения заявления – 30 рабочих дней. После этого срока ЦБ РФ вышлет письменный ответ с обоснованием.

[stextbox id=’black’]В случае, если информация, по итогам проверки, окажется лживой, то руководителей компании, подавшей заявку, и деятельность самой организации будут проверять самым тщательным образом все существующие в России правовые, финансовые структуры.[/stextbox]

Если выявится факт мошенничества, то наказание будет определено по КоАП или УК РФ и статьям о финансовых правонарушениях. Наказание может быть, и виде штрафов и приостановления лицензии, и в виде полного отзыва разрешения, и передано в суд как уголовное дело по факту хищения, мошеннических действий и т. д. В этом случае может грозить и срок заключения по установленному в УК порядку.

Как подать заявку на соискание лицензии

Перед тем как отправлять запрос, вы должны знать в каких случаях могут отказать в выдаче лицензии и исправить досадные неточности:

  • если в документах не совпадают данные;
  • допущены ошибки и опечатки;
  • есть судимость;
  • грозит банкротство или выявлено шаткое финансовое положение;
  • экономическое обоснование недостаточно;
  • квалификация руководителей не соответствует требованиям.

Заполнять бланк заявления нужно внимательно, чтобы данные совпадали с документальными.

[stextbox id=’download’]Заявление о предоставлении лицензии на осуществление страхования.[/stextbox]

Обратиться в Федеральную службу надзора (сейчас – это Центробанк) с заявлением и документами можно лично или поручив профессиональной фирме, профилирующейся на лицензиях. Госпошлина по ст. 333 НК РФ составляет 4000 руб.

Отрицательный ответ ЦБ можно обжаловать в суде. В случае положительного ответа, который вы получите в течение 30 дней, вам выдадут лицензию лично. С этого момента, в Едином Реестре каждый желающий сможет проверить легальность вашей деятельности.

Единый Реестр

На сайте ЦБР (cbr.ru. реестр), в случае сомнений в правомерности деятельности страховой компании, можно ввести данные о компании и получить исчерпывающий ответ о юридической форме, дате получения лицензии и руководителях.

Кроме этого вам откроются и контактные номера, факсы, почтовые адреса. Каждая лицензия, имея уникальный номер, никогда не повторяется. Все страховые компании с любого уголка страны, имеющие лицензию, находятся в едином реестре. Если разрешение было отозвано или приостановлено, то и эти данные будут высвечены.

Заключение

Финансовая сфера наиболее сложная в получении разрешений, лицензий на деятельность. Работа с чужими деньгами, тем более, что они исчисляются в миллионах, всегда граничат с мошенничеством.

[stextbox id=’warning’]Создание фондов очень часто используется в корыстных целях, поэтому перед тем как выдать лицензию СД, организацию будут проверять финансовые, правовые структуры, ФСБ. Поэтому, по большей части, именно страховую деятельность начинают представители реструктуризированных организаций, которые распались в связи с реформами в страховом аппарате.[/stextbox]

Страховые брокеры не несут такой материальной ответственности, поэтому сделать лицензию для них не так сложно. Вообще без лицензии могут работать страховые агенты – они получают, в виде платы за труд, свои проценты за совершенные сделки.

В любом случае организация страховой компании – это тот случай, когда надо тщательно изучить законодательство и требования ЦБР.

Как стать страховым агентом или брокером вы узнаете в этом видео:

Подписка на FBM.RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных экономических новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.

Добавьте FBM.ru в избранные новости Добавьте FBM в избранные новости

Оценить новость
( Пока оценок нет )
redactor2/ автор статьи
FBM.ru - Финансы  Бизнес Маркетинг