Если предприниматель начинает заниматься бизнесом, который нуждается в дополнительной рабочей силе, необходимо зарегистрироваться в ФСС и ПФР. Этапы данного процесса достаточно сложные и противоречивые, так как четких законодательных указаний относительно их проведения нет.
Особенности регистрации ИП
[stextbox id=’alert’]Предприятие не всегда нуждается в дополнительной силе на начальных этапах, однако по мере его развития может появиться необходимость в открытии дополнительных филиалов или просто увеличении объемов производства и тогда владелец приходит к соответствующему решению.[/stextbox]
Однако при этом необходимо отдавать себе отчет:
- Что новый статус – это новые обязанности;
- Работодатель должен отчитываться во вневедомственные фонды и налоговую инспекцию;
- Уплачивать подоходный налог и прочие страховые сборы;
- Кроме этого это дополнительное посещение и общение с различными контролирующими организациями, и уплата штрафа при неисполнении требований законодательства.
Важно: но после подписания первого трудового договора с физлицом предприниматель обязан зарегистрироваться, как работодатель в кратчайшие сроки.
Необходимо это по той причине, что у него появляются обязанности по взносу дополнительных сборов на страхование работника от несчастных случаев и профзаболеваний.
Правила регистрации ИП в качестве работодателя и особенности налогообложения – в этом видео:
Законодательная база
В вопросах предпринимателя-работодателя необходимо регулироваться несколькими законодательными актами:
- В первую очередь это ФЗ от 2001 года № 167 в нем имеются определения, что такое страхователь и застрахованные лица, страховые риски и правила постановки на учет в ФСС;
- Постановление правления ПФР от 2008 года № 296;
- Ст. 15.32 КоАП относительно ответственности за несвоевременную процедуру регистрации, кроме этого об ответственности указано и в ФЗ № 212.
Статья 15.32. Нарушение установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании срока регистрации
Нарушение страхователями установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
Если не оформляется трудовое соглашение
[stextbox id=’black’]Образование неофициальных трудовых отношений происходит очень часто, так как это может быть выгодно обеим сторонам, например, работодателю не нужно отчитываться в срок и производить различного рода выплаты, а работник может в это время получать какие-либо государственные социальные выплаты и параллельно зарплату в качестве дополнительного дохода.[/stextbox]
Также работник может просто соглашаться на такие условия в надежде, что место будет его, и оплата труда за счет отсутствия отчислений будет выше.
Однако со временем подобное отношение к официальному трудоустройству претерпело кардинальных изменений – у работников появилась прямая мотивация получать «белую» зарплату, плюс проявление интереса со стороны работников к официальному трудоустройству несет пользу для государства в качестве финансовых поступлений.
Кроме этого существуют штрафные санкции для участников незаконных действий, в частности работодатели:
- Накладывается штраф в размере 2 000 – 5 000 рублей из-за нарушений требований охраны труда;
- Отсутствие результатов спецоценки штрафуется в размере 5 000 -10 000 рублей;
- Допуск работника к рабочему месту без предварительного инструктажа и аттестации 15 000 – 25 000 рублей;
- Отсутствие у работника средств спецзащиты штраф 20 000 – 30 000 рублей;
- Повторное правонарушение влечет наложение штрафа в размере 30 000 – 40 000 рублей или приостановление деятельности до 3-х месяцев.
Важно: при этом необходимо помнить, что правонарушения относительно трудовых отношений влекут нарушение требований сразу 4-х Кодексов – Налогового, Трудового, Уголовного, КоАП.
[stextbox id=’info’]Для работника за согласие работать за зарплату в «конверте» грозит ответственность в размере 5 000 рублей.[/stextbox]
Инструкция по началу деятельности в новом статусе
Итак, официальное трудоустройство выгодно всем, тогда перед началом оформления персонала необходимо выработать тактику действий.
Правила взаимодействия
Необходимо продумать каждый шаг сотрудничества и создать образец договора, который будет включать в себя следующие пункты:
- Срок сотрудничества – бессрочный или будут существовать рамки;
- Обязанности каждого работника;
- Режим работы – вариант графика. Тут вы узнаете, что такое скользящий рабочий график;
- Системы оплаты труда и мотивации персонала;
- Организация защиты персональных данных;
- Варианты выплаты заработной платы.
Кроме этого важно уделить внимание процессу подбора персонала – собеседование, испытательный срок, аттестация. Как проводится аттестация рабочих мест сотрудников – узнайте здесь.
Поиск сотрудников
Данный этап доступно выполнять в соответствии со своими требованиями и пожеланиями:
- На сайтах и биржах трудоустройства;
- В качестве протеже;
- Посредством изучения объявлений и прессы.
Заключение договора
После отбора сотрудника необходимо заключить с ним трудовое соглашение, шаблон которого ранее уже заготовлен, кроме этого следует помнить, что заключить можно и гражданско-правовое соглашение.
[stextbox id=’warning’]При этом необходимо соблюдать требования законодательства относительно сроков приема на работу, помнить, что даже на испытательном сроке работник должен быть оформлен и получать идентичные права и гарантии остальному штату.[/stextbox]
Кроме этого необходимо действовать в отношении работников согласно требованиям ТК РФ, своевременно обеспечивать документацией, принимать и увольнять согласно всем требованиям, оформлять больничные и отпускные.
Регистрация в качестве работодателя
Чтобы получить статус работодателя следует получить регистрационные документы в налоговой, при этом в ПФР обращаться не надо, в ФСС же следует обращаться самостоятельно.
Создание правил хранения кадровых документов
Многие кадровые документы имеют отношение к бланкам строгой отчетности, так что их надлежащее хранение залог порядка и наличия всех необходимых документов в нужное время.
Важно: личные документы сотрудников хранятся только в бумажном варианте в специальных папках в отведенном для этого месте, при этом необходимо соблюдать сроки и правила хранения.
Каким должен быть специалист кадровой службы
[stextbox id=’alert’]Такой специалист должен владеть всеми необходимыми данными, он должен быть специально обученным и знать правила обращения с документами, при этом его необходимо назначить, как ответственное лицо отдельным приказом по предприятию.[/stextbox]
Этапы регистрации в различных инстанциях
После приема на работу первого сотрудника необходимо в течение месяца обратиться с заявлением о регистрации ИП, как работодателя и представить необходимые документы, ответ и новые документы он получит в течение 5 дней с момента обращения.
Важно: если ранее существовала электронная подпись ее нужно сменить, чтобы на ней стояла подпись ПФР.
В ФСС необходимо оформляться отдельно, при этом сроки сокращены до 10 дней с момента заключения первого договора. Документы аналогичные при обращении в ФНС, сроки получения свидетельства 5 рабочих дней.
Чтобы обратиться в ФНС, необходимо приготовить:
- Сведения о регистрации ИП;
- ИНН;
- Паспорт предпринимателя;
- Трудовой договор с работником.
В ФСС нужно принести:
- Свидетельство о регистрации ИП;
- Паспорт работодателя;
- Трудовая книжка сотрудника.
Если вид деятельности лицензирован, может понадобиться ее наличие. Заявление составляется согласно утвержденной правительством форме и состоит из 13 пунктов:
- 1 – 3 пункты отведены для личной информации работодателя;
- 4 пункт предназначен для регистрационного номера ИП;
- 5 пункт заполняется только при наличии лицензий;
- Кроме этого необходимо указать код налогового органа и ОКВЭД;
- Личная подпись заявителя.
[stextbox id=’download’]Заявление о регистрации ИП в ФСС в качестве страхователя.[/stextbox]
Итак, после:
- Составления трудового договора;
- Проведения инструктажа;
- Составления приказа;
- Оформления трудовой книжки;
- Сбора пакета документов и написания заявления.
Необходимо обратиться в отделения соответствующих инстанций.
Заключение
[stextbox id=’black’]Предприниматель в качестве работодателя является ответственным лицом за осуществление соответствующих действий в отношении наемного работника, при выполнении которых требуется соблюдение всех норм, правил и требований.[/stextbox]
Как зарегистрировать ИП в ПФР – смотрите тут: