LiveScience: после столкновения с астероидом 66 млн лет назад Землю окутала полная тьма

Новое исследование показало, что астероид, уничтоживший динозавров и почти все живое 66 миллионов лет назад, вызвал два года темноты на Земле. Статья опубликована в журнале Live Science.

По данным команды из Калифорнийской академии наук, сажа от лесных пожаров заполнила небо и закрыла солнце вскоре после падения астероида на планету.

Астероид шириной 7,5 мили (12 км) двигался со скоростью 27 000 миль в час (43 тыс. км в час), когда врезался в то место, где сейчас находится Мексиканский залив, оставив после себя кратер Чиксулуб.

Удар астероида в конечном итоге привел к вымиранию 75 процентов всей жизни на Земле, и ученые давно изучают последствия этого удара.

В новом исследовании группа ученых из США обнаружила, что главным толчком к вымиранию могли послужить облака пепла и сажи, распространившиеся в атмосфере. По их мнению, эти облака могли сохраняться до двух лет, погружая большую часть Земли во тьму и затрудняя рост и выживание чего-либо.

Жизнь на территории, окружающей место столкновения, была мгновенно уничтожена, но гораздо больший ущерб был нанесен в течение нескольких лет после столкновения. Это включало приливные волны, наводнения и масштабные экологические изменения, в том числе выброс частиц в атмосферу, распространившиеся по всему миру.

По мнению ученых, фотосинтез, процесс, используемый растениями для роста, был нарушен. Это привело к коллапсу экосистемы, и даже после возвращения солнечного света снижение фотосинтеза продолжалось десятилетиями.

Атмосферная тьма была вызвана тем, что измельченная горная порода и серная кислота, образовавшаяся в результате крушения, стали облаками в небе, снизилась глобальная температура и образовались кислотные дожди, что привело к лесным пожарам.

Этот сценарий “ядерной зимы”, впервые предложенный в 1980-х годах, сыграл важную роль в массовых вымираниях, пояснил Питер Рупнарин, автор исследования.

Хотя теория о нем существовала более четырех десятилетий, только в последнее десятилетие были разработаны модели, позволяющие увидеть, как эта тьма повлияла на жизнь. Команда изучила влияние этого длительного темного периода, реконструировав экологические сообщества, которые могли существовать в момент падения астероида. В результате выяснили, что 700 дней темноты приводят к вымиранию 81 процента от всего живого.

Исследование было представлено на ежегодном собрании Американского геофизического союза (AGU).