Безопасная планетарная граница для загрязняющих веществ, включая пластмассы, превышена

Впервые международная группа исследователей оценила влияние на стабильность земной системы коктейля синтетических химических веществ и других “новых образований”, наводняющих окружающую среду. 14 ученых пришли к выводу, что человечество превысило планетарную границу, связанную с загрязнителями окружающей среды, включая пластмассы. Статья опубликована в научном журнале Science and Technology.

“С 1950 года производство химических веществ увеличилось в 50 раз. По прогнозам, к 2050 году этот показатель снова утроится”, — рассказывает соавтор Патрисия Вильярубия-Гомес из Стокгольмского центра устойчивости Стокгольмского университета.

Только производство пластмасс выросло на 79% в период с 2000 по 2015 год, сообщает команда.

По оценкам, на мировом рынке насчитывается 350 000 различных видов производимых химических веществ. К ним относятся пластмассы, пестициды, промышленные химикаты, химикаты в потребительских товарах, антибиотики и другие фармацевтические препараты. Все это совершенно новые сущности, созданные человеческой деятельностью в значительной степени неизвестными последствиями для земной системы. Большие объемы этих новых веществ ежегодно попадают в окружающую среду.

“Скорость, с которой эти загрязнители появляются в окружающей среде, намного превышает способность правительств оценивать глобальные и региональные риски, не говоря уже о том, чтобы контролировать любые потенциальные проблемы”, — делится соавтор Бетани Карни Альмрот из Гетеборгского университета.

Сообщается, что исследование заполняет важный пробел в анализе “планетарных границ”.

В 2009 году международная группа исследователей определила девять планетарных границ, обозначающих удивительно стабильное состояние, в котором Земля оставалась в течение 10 000 лет – с момента зарождения цивилизации. Эти границы включают выбросы парниковых газов, озоновый слой, леса, пресную воду и биоразнообразие. Исследователи количественно определили границы, влияющие на стабильность Земли, и в 2015 году пришли к выводу, что были нарушены четыре границы.  Это новое исследование делает шаг еще дальше.

Отмечается, что глобальное производство и потребление новых предприятий будет продолжать расти. Общая масса пластмасс на планете в настоящее время более чем в два раза превышает массу всех живых млекопитающих, и примерно 80% всех когда-либо произведенных пластмасс остается в окружающей среде. Пластмассы содержат более 10 000 других химических веществ, поэтому их деградация окружающей среды создает новые комбинации материалов и беспрецедентные экологические опасности. Производство пластмасс будет расти, и прогнозы показывают, что выбросы загрязняющих веществ из пластмасс в окружающую среду также будут расти, несмотря на огромные усилия во многих странах по сокращению отходов.