Cell Reports: ученые обнаружили, что “секс” кишечных бактерий помогает им получать витамин В12

Кишечные бактерии настолько сильно нуждаются в витамине B12, что разработали механизм передачи генов друг другу, чтобы максимально увеличить количество этого витамина. Результаты исследования были опубликованы в журнале Cell Reports.

Cell Reports: ученые обнаружили, что "секс" кишечных бактерий помогает им получать витамин В12

Без витамина B12 большинство живых клеток не может существовать, поэтому между ними идет борьба за этот ресурс. Новое исследование, проведенное учеными Калифорнийского университета в Риверсайде, показало, что микроорганизмы, живущие в кишечнике, способны предавать его друг другу в процессе, который был назван бактериальным сексом.

“В этом процессе одна клетка образует трубку, через которую ДНК может быть передана другой клетке”, — сказал микробиолог и руководитель исследования Патрик Дегнан. “Это похоже на то, как если бы два человека занимались сексом, и теперь у них обоих рыжие волосы”.

Этот процесс, известный как горизонтальный обмен генами, известен ученым уже несколько десятилетий. До сих пор считалось, что таким образом бактерии передают друг другу устойчивость к действию антибиотиков. Теперь стало ясно, что “прыгающие гены”, вероятно, используются бактериями для всего, что повышает их способность к выживанию.

Исследователи провели эксперимент, в котором смешали бактерии, способные переносить B12, и бактерии, не способные этого делать. Находясь вместе, они смогли сформировать трубку, называемую половой таблеткой, которая и осуществляла перенос. Бактерии, которые ранее не могли переносить В12, приобрели его. Дальнейшие эксперименты проводились на мышах и также были успешными.