Cell Reports: ученые выяснили, как клетки кожи защищают организм от рака

Испанские научные специалисты, представляющие Центр геномного регулирования Барселоны, обнаружили новые молекулярные механизмы, которые контролируют старение клеток эпидермиса и защищают организм от развития рака кожи. Статья о проведенном исследовании была опубликована в журнале Cell Reports.

Cell Reports: ученые выяснили, как клетки кожи защищают организм от рака

Исследование показало, что белок CSDE1, который ранее ученые связывали с развитием некоторых видов злокачественных опухолей, участвует в подавлении рака кожи.

Сообщается, что специалистами были изучены кератиноциты мышей. Это наиболее распространенный тип эпидермальных клеток, восприимчивых к различным видам рака кожи, включая базальноклеточную карциному и сквамозно-клеточную карциному, наиболее распространенную у человека. В своем исследовании ученые вставили в клетки гены, контролирующие развитие рака, вызвав их старение.

Они обнаружили, что снижение уровня белка CSDE1 препятствует естественному старению клеток, делая их уязвимыми для рака. Такие клетки, помещенные под кожу мышей, начали образовывать опухоли. Таким образом, оказалось, что белок CSDE1 имеет решающее значение для подавления опухолей. Эту функцию обеспечивают два различных механизма.

CSDE1 побуждает клетку выделять множество цитокинов и ферментов, заставляя ее окончательно прекратить рост, а также останавливает синтез белка YBX1, способствующего увеличению опухоли. Ранее, напротив, CSDE1 связывали только с развитием рака, а не с его подавлением. Известно, что этот белок способствует образованию метастазов при меланоме, а также связан с распространением опухоли при многих других видах рака.

“CSDE1 – это доктор Джекил и мистер Хайд в мире белков. Он имеет двойственную природу, в зависимости от типа клеток и тканей, в которых он действует. Мы не знаем точно, почему этот белок вызывает рак в одних случаях и подавляет его в других. Изучение этой причины будет иметь важные последствия для разработки новых, более персонализированных методов лечения рака”, — рассказывает Фатима Гебауэр, старший автор исследования.

Одна из возможных теорий, объясняющих, почему этот белок ведет себя по-разному, заключается в том, что здоровые и раковые клетки содержат немного разные варианты белка, которые по-разному влияют на его молекулярный механизм действия.

Отмечается, что результаты работы открывают путь к новым терапевтическим мишеням для лечения этого заболевания.