Current Biology: дятлы и другие птицы могут различать сладкий вкус

В журнале Current Biology опубликованы результаты исследования, проведенного международной группой ученых под руководством Института биологического интеллекта имени Макса Планка, в ходе которого было установлено, что колибри и другие певчие птицы вернули себе способность чувствовать сахар, перенастроив свои вкусовые рецепторы на обнаружение углеводов в нектаре и фруктах. А как чувствуют сахар другие птицы?

Current Biology: дятлы и другие птицы могут различать сладкий вкус

Известно, что многие млекопитающие обладают способностью распознавать сахар, но большинство птиц к нему нечувствительны. Специалисты взялись за изучение этого вопроса на примере дятлов. В основном дятлы питаются насекомыми, но есть виды этих птиц, которые едят сладкие соки, фрукты и нектар.

В ходе экспериментов было установлено, что дятлы, в отличие от вертишейки (представители отряда дятлообразных), между водой, сахаром и аминокислотами выбирают два последних. Вертишейки предпочитали аминокислоты сахарам.

После анализа вкусовых рецепторов птиц выяснилось, что рецепторы дятла действительно чувствительны к сахарам. И у общего предка дятла и вертишейки были вкусовые рецепторы, способные реагировать на сладости. Исследователи обнаружили, что изменение одной аминокислоты в рецепторе у дятлов избирательно отключает чувствительность к сахару.

“Мы были очень удивлены, обнаружив, что эта обратная реакция была вызвана изменением только одной единственной аминокислоты, которая действует как молекулярный переключатель, избирательно регулирующий чувствительность к сахару у дятлов”, — пояснили учёные.