Current Biology: мутация, которая делает собак маленькими, есть и у волков

В настоящее время в мире насчитывается около 400 пород собак. Они отличаются друг от друга по ряду признаков, включая размер. Только у взрослых собак размеры и масса тела в 40 раз превышают размеры и массу тела друг друга. Статья с описанием результатов исследования была опубликована в журнале Current Biology.

Current Biology: мутация, которая делает собак маленькими, есть и у волков

Традиционно считалось, что уменьшение размеров собак по сравнению с их волчьим предками произошло в результате одомашнивания. Недавнее исследование, проведенное международной группой ученых, показало, что это не так. Ученым удалось обнаружить обратную форму гена инсулиноподобного фактора роста 1 (IGF1). Этот мутантный ген регулирует выработку гормона роста и, следовательно, отвечает за размеры тела животных. В частности, эта мутация виновата и в маленьком размере некоторых собак. Исследование ДНК древних волков показало, что, хотя собаки уменьшились в размерах после одомашнивания, которое произошло около 20 000 лет назад, основная причина все же была в ДНК. Ученые также обнаружили мутантный ген IGF1 в ДНК древнего сибирского волка Canis lupus campestris, жившего 54 000 лет назад.

“Как будто природа хранила этот мутантный ген в своем заднем кармане десятки тысяч лет, пока он не понадобился”, — говорит Элейн Острандер из Национального института здоровья (США), один из авторов исследования.

Ученые говорят, что открытие относится не только к собакам, но и к другим псовым: шакалам, койотам, гиеновым собакам и другим. Генетики продолжают исследование и отмечают тот факт, что у собак не так много генов, отвечающих за размер тела, и это облегчает исследование. Это объясняется тем, что они эволюционировали относительно недавно.