Ученые обнаружили, что дети в возрасте до пяти лет вмешиваются, чтобы остановить сверстников от нарушения правил. Статья о проведенном исследовании опубликована в издании mailOnlaine.
Исследование 376 детей в возрасте от пяти до восьми лет из разных стран мира показало, что они готовы бросить вызов сверстникам, нарушающим правила, и что это, по-видимому, “универсальная человеческая черта”.
Ученые предположили, что дети из больших городских общин будут более склонны к вмешательству, но обнаружили, что дети из небольших сельских общин были столь же склонны к вмешательству.
Под руководством Плимутского университета и Свободного университета Берлина (Германия) в исследовании рассматривались три городских района на трех разных континентах – Южной Америке, Европе и Азии – и пять сельских районов на двух континентах – Южной Америке и Африке.
Детей знакомили с новой игрой по сортировке блоков, в которой половину детей учили сортировать блоки по форме, а половину – по цвету.
После того как дети выучили соответствующее правило, один ребенок выступал в роли игрока, а другой – в роли наблюдателя. Наблюдателей сначала ставили в пару с игроком, который выучил то же правило сортировки, что и они, а затем с игроком, который выучил другое правило.
Исследование показало, что дети чаще вмешивались, если видели, что правило нарушается, чем в паре с игроком, который следовал выученному правилу.
Также было установлено, что сельские дети предпочитают императивное вербальное вмешательство – говорить игроку, как он должен играть, — чем вмешательство со ссылкой на правила.
В целом, младшие дети также чаще вмешивались, чем их старшие сверстники.
Когда наблюдатели вмешивались, игроки с большей вероятностью меняли способ игры.
Ведущий автор исследования Патриция Каннджиссер из Плимутского университета рассказывает: “Новизна этого исследования заключается в том, что мы наблюдали за поведением детей и для этого объездили весь мир – мы не спрашивали детей о том, что они собираются делать, мы измеряли то, что они действительно делали в реальном социальном взаимодействии”.