Химики МГУ разработали модель извлечения редкоземельных элементов из отходов

Пресс-служба Московского государственного университета (МГУ) рассказывает о создании термодинамической модели, описывающей процессы извлечения оксидов редкоземельных элементов (РЗЭ) из химических отходов с целью создания эффективных технологий их производства.

Химики МГУ разработали модель извлечения редкоземельных элементов из отходов

Автор исследования, научный сотрудник химического факультета, кандидат химических наук Светлана Курдакова пояснила цель исследования: “В настоящее время актуальна задача комплексной переработки промышленных отходов с максимальным извлечением всех полезных веществ, в том числе РЗЭ. Их количество в техногенных отходах сопоставимо, а иногда и превышает их содержание в минералах”.

Такие соединения, включающие 17 химических элементов со сходными свойствами, находят широкое применение в химической промышленности, металлургии, электронике и машиностроении. В настоящее время лидером по их производству является Китай, который, являясь монополистом, устанавливает цены на них. Поэтому задача создания отечественной технологии получения редкоземельных элементов стала очень актуальной.

“Наиболее перспективным методом извлечения РЗЭ считается переработка фосфогипса, который остается после производства фосфорной кислоты из апатитового сырья. Наша задача – предложить эффективный метод извлечения из него ценных компонентов”, — говорят специалисты.

Редкоземельные элементы обычно извлекают методом экстракции из жидкостей. При этом используются специальные органические соединения – экстрагенты, которые связывают РЗЭ и переводят их из жидкости в органическую фазу, откуда они затем извлекаются.

Если подбирать условия и реагенты экспериментально, то процесс занимает много времени и материальных ресурсов. Чтобы ускорить процесс, была построена термодинамическая модель, которая значительно упростила и облегчила процесс. Исследователи описали результаты научной работы в статье для журнала The Journal of Chemical Thermodynamics.