ИЦиГ СО РАН изучает возможность криоконсервации органов

Ученые Института цитологии и генетики Сибирского отделения Российской академии наук (ИЦиГ СО РАН) совместно с учеными Института биологических проблем Севера ДВО РАН работают над проблемой кислородного голодания и криоконсервации. Исследователи изучают механизмы, позволяющие амфибиям адаптироваться к низкому уровню кислорода в тканях. Полученные результаты могут позволить найти генные пути, позволяющие позвоночным адаптироваться к кислородному голоданию, и, что самое главное, разработать новые методы криоконсервации органов.

ИЦиГ СО РАН изучает возможность криоконсервации органов

Известно, что земноводные прекрасно переносят отрицательные температуры, выживая при замерзании. Некоторые лягушки даже переносят замораживание и возвращаются к жизни при плюсовых температурах. Именно поэтому ученые сосредоточили свое внимание на лягушках.

“В 2021 году мы получили грант от Российского научного фонда на изучение устойчивости сибирской лягушки к гипоксии, но мы расширили фокус на изучение других видов амфибий, которые переносят замораживание и гипоксию. Проблема замораживания заключается в том, что вода может кристаллизоваться внутри клеток и разорвать их, что приведет к гибели животного. Задача организма – создать физические и химические условия, при которых лед образуется в минимальных количествах и во внеклеточном пространстве”, — говорят ученые.

По словам специалистов, земноводные, например, такие, как остромордая лягушка, накапливают криопротекторы – вещества, которые защищают организм от разрушительного воздействия холода. А другой вид лягушек, сибирская лягушка, представляет интерес для ученых, поскольку может прожить до 97 дней в условиях почти полного отсутствия кислорода.

В ходе исследования ученые обнаружили у земноводных ряд химических соединений, которые обеспечивают их выживание в условиях низких температур и недостатка кислорода. В частности, осенью лягушки накапливают в печени гликоген, который зимой распадается на глюкозу и глицерин. Эти соединения обеспечивают энергию и являются антифризом. Также в их организме накапливаются лактат и аланин, что позволяет лягушке перейти на анаэробный метаболизм.

Кроме того, в состоянии гипоксии/замерзания у лягушек был обнаружен этанол, о котором никогда ранее не сообщалось в таких количествах у наземных позвоночных. Бутадион и глицерин, которые выступают в качестве криопротекторов у многих морозоустойчивых животных, также были обнаружены в организме амфибий.