Исследование мозговой ткани подтвердило пользу спорта для когнитивных функций человека

Новое исследование, проведенное американскими учеными из Калифорнийского университета в Сан-Франциско на тканях мозга, дает представление о том, как физические упражнения в пожилом возрасте могут улучшить здоровье мозга и предотвратить снижение когнитивных способностей. Статья опубликована в журнале Alzheimer’s & Dementia.

Специалисты впервые показали, что регуляция синаптических белков связана с физической активностью и способствует улучшению когнитивных способностей.

Такой вывод был сделан специалистами в результате анализа более 400 образцов мозга умерших пожилых людей. Зная уровень их физической активности в последние годы (добровольцы принимали участие в проекте “Память и старение” и согласились пожертвовать свой мозг для исследований), ученые изучили его влияние на здоровье мозга.

Оказалось, что мозг тех, кто вел активный образ жизни, содержал больше белков, усиливающих синаптические связи, обеспечивающие передачу информации между нейронами. Эти результаты согласуются с ранее сделанными авторами выводами о том, что повышенное количество этих белков связано с более эффективной когнитивной функцией на более поздних этапах жизни.

Затем исследователи обнаружили две поразительные особенности этого механизма. Во-первых, его защитный эффект был обнаружен даже у людей, чей мозг был изрешечен токсичными белковыми бляшками, связанными с болезнью Альцгеймера и другими нейродегенеративными заболеваниями. Ученые полагают, что синаптическая целостность, вероятно, ослабляла связи между бета-амилоидом и белком тау, замедляя прогрессирование болезни.

Во-вторых, защитный эффект распространялся не только на гиппокамп, центр памяти, но и на другие области мозга.

“Возможно, физическая активность оказывает глобальное поддерживающее действие, сохраняя и стимулируя здоровое функционирование белков, которые способствуют образованию синаптических связей во всем мозге, — рассказывает Уильям Хонер, соавтор статьи. – Полученные результаты являются еще одним свидетельством в пользу активного образа жизни в любом возрасте и особенно для пожилых людей с повышенным риском нейродегенерации”.