Исследователи выяснили, как снизить риск возникновения депрессии с помощью сна

Учеными из США было проведено генетическое исследование, в котором приняли участие 840 000 добровольцев. В ходе него стало известно, что хронотип — склонность человека ложиться спать в определенное время — оказывает влияние на риск развития депрессии. Также специалисты одними из первых дали количественную оценку того, как мало требуется, чтобы подорвать психическое здоровье человека.
Селин Веттер, профессор Колорадского университета в Боулдере, рассказала, что однозначно есть связь между временем сна и настроением. Ученые выявили, что даже сдвиг режима на один час значительно уменьшает риск депрессии и плохого настроения.
Наблюдения, которые были проведены ранее, рассказали специалистам, что так называемые «совы» практически в два раза чаще испытывают депрессию, чем «жаворонки», вне зависимости от длительности сна.

В 2018 году Веттер разместила результаты масштабного и длительного исследования, которое охватило 32 тысячи медицинских сестер, в котором она пришла к заключению, что те из них, кто рано просыпался, на 27 процентов меньше были склоны к возникновению депрессивных состояний в течение 4 лет. Но именно тогда образовался логичный вопрос: что значит вставать рано?
Эксперты решили дать ответ на этот вопрос, обратившись к сведениям, которые были собраны британским проектом Biobank и генетической компанией 23 and Me. К данным был применен способ менделеевской рандомизации, который помогает разобраться в том, где причина, а где следствие. Это поспособствовало тому, что ученые смогли увидеть полную картину того, как разные гены оказывают влияние на то, когда мы спим и когда просыпаемся.

Исследователи выяснили, как снизить риск возникновения депрессии с помощью сна
Около 30% участников исследования относили себя к жаворонкам, 9% — к совам, а остальные затруднялись определить свой хронотип. В среднем, половина сна респондентов приходилась на 3 часа утра, то есть большинство ложились спать примерно в 11 вечера, а вставали — в 6 утра.

После этого ученые провели анализ генетических данных, а также медицинской информации, и применили статистические способы, чтобы получить ответ на вопрос, правда ли, что генетические варианты, определяющие людей как «жаворонки», обуславливают также пониженный риск развития депрессии? И ответом стало уверенное да.

Исследование не дало понять, будет ли состояние жаворонков лучше, если они станут ложиться еще раньше. Причины выявленной закономерности также еще предстоит определить. Возможно, причина в большем световом дне, который влияет на запуск каскадных гормональных реакции в организме человека.

В одном ученые точно уверены, «совы» и «жаворонки» отличаются друг от друга набором генов. Именно такой вывод сделали в 2019 году ученые из Англии и Америки. Также исследователи нашли связь между режимом дня конкретного человека и его физическим состоянием.

Ангелина/ автор статьи