Из волосяных вшей древних южноамериканских мумий впервые извлекли ДНК

Международная команда палеогенетиков впервые расшифровала геномы нескольких южноамериканских мумий возрастом 2 тысячи лет благодаря обрывкам ДНК, которые сохранились в кладках яиц паразитов, живших в волосах этих древних индейцев. Статья об исследовании была опубликована в журнале Molecular Biology and Evolution. Информацию об этом сообщила пресс-служба британского Университета Рединга.

Из волосяных вшей древних южноамериканских мумий впервые извлекли ДНК

“Мы показали, что человеческая ДНК может сохраняться внутри липкой массы, из которой состоят скопления яиц паразитов, живущих в волосах человека. Это открытие значительно расширяет наш доступ к ископаемым образцам генома древних людей, а также раскрывает естественные условия, в которых жили люди тысячи лет назад”, — рассказывает Алехандра Перотти, доцент Университета Рединга (Великобритания).

Сообщается, что эксперты извлекли ДНК из головных вшей, которые тысячи лет назад отложили свои яйца в волосах мумифицированных людей из Южной Америки, их возраст составляет 1500-2000 лет, найденных в Аргентине.

Благодаря полученным таким образом данным, ученые смогли больше узнать о доколумбовых миграциях жителей Южной Америки. В том числе подтвердить гипотезу о том, что первичное заселение провинции Сан-Хуан было связано с жителями тропических лесов Амазонки на севере континента.

“Идет поиск альтернативных источников древней человеческой ДНК, и использование вшей может быть одним из них”, — делится ведущий автор исследования доктор Миккель Винтер Педерсон из Университета Копенгагена в Дании.

Известно, что ранее древнюю ДНК извлекали только из костей черепа или зубов, поскольку они лучше всего сохранились за тысячи лет. Однако такие фрагменты останков не всегда доступны ученым. Кроме того, когда ученые извлекают ДНК таким образом, они неизбежно разрушают образцы. А также выяснилось, что, извлекая ДНК из вшей, можно получить концентрацию вещества, которая в 4 раза выше, чем в костных останках.

Отмечается, что по ДНК было установлено, что люди достигли Андских гор в провинции Сан-Хуан в центральной части Западной Аргентины. Также можно определить пол человека, в волосах которого обитало насекомое, и узнать о вирусах, которые он переносил.

Одной из причин смерти мумифицированных людей могли быть экстремально низкие температуры. Это было установлено благодаря расположению гнид на волосах – чтобы получить больше тепла от хозяина, самки откладывали свои яйца как можно ближе к коже головы человека.