МИФИ предложил технологию, позволяющую создавать сверхчувствительные детекторы взрывчатки

Специалисты кафедры физики микро- и наносистем Национального исследовательского ядерного университета “МИФИ” (участник консорциума “Недра”) разработали методику обнаружения минимальных концентраций малолетучих взрывчатых веществ в газовой фазе. Новая методика позволяет эффективно обнаруживать даже незначительные концентрации таких опасных нитросоединений, как пентрит, гексоген и тринитротолуол.

Как сообщает пресс-служба университета, ученые усовершенствовали существующий метод спектрометрии ионной подвижности, который основан на ионизации молекул взрывчатых веществ, проникающих в воздух, с последующей их классификацией для выявления опасных нитросоединений. Новизна разработки заключается в том, что исследователи добавили в состав газового образца допанты – вещества, стимулирующие образование ионов.

“До сих пор допанты активно использовались для традиционных источников ионизации, однако влияние параметров лазерного излучения на образование ионов различных типов нитросоединений, в том числе с использованием допантов, не изучалось”, – говорят ученые.

В качестве допантов ученые использовали толуол и 1-метилнафталин. Эксперименты показали, что новый метод увеличивает максимальный выход ионов в два раза. Для этого достаточно интенсивности лазера менее 2 на 107  ватт на квадратный сантиметр.

Полученные результаты позволят производить гораздо более чувствительные детекторы взрывчатых веществ и использовать менее мощные, а значит, более компактные лазерные установки.