Ученые создали на основе шелка клей, который может сохранять свои свойства в водной среде

Стало известно, что ученым удалось разработать клейкое вещество, в составе которого присутствуют соединения похожие на молекулы моллюсков, мидий и морских уточек. Теперь такой клей будет сохранять все свои свойства даже в воде. Статья о создании данного клейкого вещества опубликована в научном журнале Advanced Science.

Специалисты уже много лет стараются воспроизвести природные материалы, которые превосходят рукотворные по многим причинам. Так, созданный шелк из паутины намного прочнее стали. Ученый из Университета Тафтса Фьоренцо Оменетто вместе со своими коллегами создали аналог клейкого вещества, с помощью которого моллюски крепятся за днище кораблей. Такое вещество называется биссус. Специалисты обратили внимание на структуру белковых нитей, из которых он создан, в целом вещество похоже на шелк. Поэтому специалисты пытались изменить структуру шелка, чтобы превратить его в подобие биссуса.

Ученым довольно легко удалось это сделать: для этого специалисты подготовили раствор, который состоит из белковых компонентов шелка и перемешали его полидофамином (полимерная версия гормона дофамина). Дело в том, что его молекулы имеют способность присоединяться с шелковыми нитями и склеивать друг с другом, если в составе раствора имеются атомы кислорода, железа и хлора.

Специалисты решили создать несколько версий такого состава. Чтобы оценить и проверить его свойства, ученые собрали с помощью этого состава модель самолета и склеили несколько пластиковых деталей на открытом воздухе и под водой. Клейкое вещество оказалось очень прочным как в воздухе, так и под водой. Ученые считают, что данного клея достаточно всего лишь несколько миллиграммов, чтобы скрепить детали. А это намного раз меньше, чем акрилового клея, например, иди любых других соединений. Кроме того, данное вещество абсолютно нетоксично, оно состоит из полностью натуральных материалов и имеет маленький расход. Специалисты предполагают, что данное клейкое вещество в ближайшие годы уже начнут применять в промышленности и быту.

Виктория Федосова/ автор статьи