Палеоантропологи впервые нашли останки денисовца вне Алтая и Тибета

Журнал Nature Communications опубликовал статью, описывающую открытие, сделанное палеоантропологами из Иллинойского университета, которые нашли в горной пещере в Лаосе зуб, принадлежащий денисовской девочке. Это позволило открыть одну из самых больших научных загадок денисовцев – ветви древних людей, исчезнувших около 50 тысяч лет назад. Факт находки свидетельствует о том, что именно в этих местах денисовцы встретились с современными людьми, мигрировавшими в Юго-Восточную Азию из Африки.

Палеоантропологи впервые нашли останки денисовца вне Алтая и Тибета

Первые находки останков денисовцев были сделаны в 2010 году в Сибири. Секвенирование ДНК показало, что эти гоминиды оставили часть своего генетического материала предкам людей, живущих сейчас в Тихоокеанском регионе и Австралии. Но ученым было неясно, где Homo sapiens впервые встретились с денисовцами.

“Мы знали, что денисовцы должны были быть где-то здесь. Но приятно иметь какие-то вещественные доказательства их существования в этом районе”, — говорят исследователи.

Специалисты из Университета Иллинойса вместе с французскими и лаосскими коллегами ведут раскопки в Аннамских горах на севере Лаоса с 2008 года по настоящее время. Там были найдены фрагменты человеческого черепа возрастом 75 000 лет, что делает их самым древним свидетельством существования современных людей в Юго-Восточной Азии.

В конце полевого сезона 2018 года дети из соседней деревни рассказали ученым о другой пещере, которую позже назвали пещерой кобры.

Среди множества останков в этой пещере палеонтологи обнаружили зуб, принадлежавший денисовской девочке, а рядом были найдены окаменелости и минералы, содержащие радиоактивные элементы, что позволило специалистам оценить возраст зуба: от 164 000 до 131 000 лет. Другими словами, зуб из пещеры кобры примерно в два раза старше, чем самый древний сапиенс, найденный учеными в этом регионе.