Nature: американские ученые обнаружили, что мухи-дрозофилы мыслят по-звериному

Мозг насекомых гораздо меньше мозга млекопитающих, поэтому невозможно предположить, что насекомые способны строить ассоциативные связи, как птицы и звери. Конечно, его функционирование обеспечивает необходимый минимум базовых функций, таких как контроль голода, сна, жажды и т.д., но предположить, что насекомые могут обладать кратковременной памятью и строить ассоциации, невероятно. И все же они это делают. Материал с описанием результатов исследования был опубликован научным журналом Nature.

Nature: американские ученые обнаружили, что мухи-дрозофилы мыслят по-звериному

Ученым из Калифорнийского университета в Сан-Диего в ходе экспериментов удалось это доказать. Был создан панорамный дисплей, благодаря работе которого мухе дрозофиле казалось, что она летает, находясь на одном месте, то есть это была своеобразная виртуальная реальность. Затем мухе показывали картинку, после чего температура повышалась. Насекомое меняло курс, потому что испытывало дискомфорт. Удивительно, но через некоторое время оно меняло курс, просто увидев изображение, даже если это не сопровождалось повышением температуры.

Во втором эксперименте температура начинала повышаться через 5-20 секунд после удаления изображения. Чтобы создать ассоциацию, нужно было обратить внимание на картинку, запомнить ее и удерживать в памяти в течение 5-20 секунд. Эту процедуру легко выполняет мозг животных и птиц, но, как оказалось, и дрозофилы тоже.

Кроме того, ученые наблюдали за процессами, происходящими в это время в головном мозге мух по свечению флуоресцентных молекул. Получается, что специалисты в реальном времени наблюдали за тем, как работает кратковременная память насекомых.

Казалось бы, что сложного в том, чтобы запомнить информацию на несколько секунд. Но для нас это не сложно. Что касается насекомых, то до недавнего времени было неясно, могут ли они образовывать ассоциации между стимулами, один из которых, к тому же, перестал работать, то есть его нужно было запомнить. Поскольку оказалось, что дрозофилы способны на это, их можно использовать для изучения общих нейробиологических закономерностей, лежащих в основе подобных когнитивных навыков.