Nature Communications: недостаток витамина D у беременных увеличивает риск диабета у плода

Ученые из Медицинской школы Вашингтонского университета в Сент-Луисе предупреждают о возможных последствиях дефицита витамина D у беременных. Согласно их исследованию, недостаток этого витамина во время беременности может увеличить риск развития диабета второго типа у потомства. Данные выводы были опубликованы в журнале Nature Communications.

Ученые провели эксперименты на мышах, которые родились от матерей с недостатком витамина D, и выявили тип стволовых клеток, на которые оказывается необратимое влияние отсутствие данного вещества. В результате исследования были обнаружены изменения в определенных генах этих стволовых клеток, которые в последствии превращаются в иммунные клетки, включая макрофаги.

Когда макрофаги подвергаются недостатку витамина D, они выделяют молекулу, которая затрудняет накопление глюкозы жировой тканью, что приводит к повышению уровня сахара в крови. В результате плод развивает сахарный диабет второго типа из-за резистентности к инсулину.

Другое исследование, проведенное на людях, подтвердило те же самые процессы. Ученые извлекли иммунные клетки из пуповинной крови беременных женщин с недостатком витамина D и обнаружили аналогичные изменения в генах иммунных клеток и секретируемых молекулах, которые ранее были выявлены у мышей.

Это открытие может способствовать разработке новых методов предотвращения и лечения диабета, основанных на модификации факторов риска.