Nature: учёные нашли ответ на вопрос почему люди живут дольше, чем другие млекопитающие

Журнал Nature опубликовал результаты исследований ученых, в них установили, что продолжительность жизни человека неразрывно связана со скоростью, с которой наши клетки подвергаются генетическим мутациям. Оказалось, что разные виды, несмотря на отсутствие биологического родства, накапливают к концу жизни примерно одинаковое количество мутаций.

Средняя продолжительность жизни человека, как правило, больше, чем у большинства млекопитающих. Мутации в соматических клетках (не половых, не связанных с размножением) происходят постоянно. Большинство из них не оказывают никакого влияния на организм. Логично предположить, что со временем, по мере накопления мутаций вероятность смерти увеличивается.

А если смерть зависит от накопления соматических мутаций, следовательно, крупные виды с большим количеством клеток должны получать больше мутаций и, следовательно, иметь меньшую продолжительность жизни. Но в природе дело обстоит иначе, многие крупные виды живут дольше мелких и имеют очень низкий уровень заболеваемости раком.

В ходе исследования ученые собрали клетки из кишечника 56 отдельных животных, принадлежащих к 16 различным видам. Анализ ДНК показал, что, несмотря на огромные различия в массе тела и продолжительности жизни, количество мутаций, приобретенных каждым видом в течение жизни, было примерно одинаковым.

Получается, что все животные в конце жизни имеют примерно одинаковое количество соматических мутаций. Дело в скорости, с которой они приобретаются. Например, у людей происходит около 47 мутаций в год, а у львов – 160, и жить им остается всего 20,6 лет. У мышей 796 мутаций в год, поэтому продолжительность их жизни в среднем составляет 3,7 года.