Неандертальцы изменили экосистемы 125 тысяч лет назад с помощью огня

Охотники-собиратели вызвали изменения экосистем 125 000 лет назад. Таковы результаты междисциплинарного исследования, проведенного археологами из Лейденского университета в сотрудничестве с другими исследователями. Неандертальцы использовали огонь, чтобы сохранить ландшафт открытым, и, таким образом, оказали большое влияние на их местную среду обитания. Исследование опубликовано в журнале Science Advances.

Неандертальцы изменили экосистемы 125 тысяч лет назад с помощью огня

“Археологи уже давно задаются вопросами о характере и временной глубине вмешательства человека в экосистемы нашей планеты. Мы все чаще видим очень ранние, как правило, слабые признаки этого”, – рассказывает Уил Робрукс, профессор археологии Лейденского университета.

Эти признаки оказались намного сильнее в ходе исследований на буроугольном карьере близ Галле в Германии. За последние несколько десятилетий в этом карьере Ноймарк-Норд были проведены археологические исследования, и наряду с огромным количеством данных о ранней окружающей среде были найдены многочисленные следы деятельности неандертальцев.

“Среди прочего, мы нашли останки сотен убитых животных, окруженные многочисленными каменными орудиями труда и огромным количеством остатков древесного угля”, — делятся ученые.

Следы были найдены там, где 125 000 лет назад был лесной массив, где обитала не только добыча, такая как лошади, олени и крупный рогатый скот, но также слоны, львы и гиены. Этот смешанный лиственный лес простирался от Нидерландов до Польши. В нескольких местах в этом районе были озера, и по краям некоторых из них обнаружены следы неандертальцев. В тот момент, когда эти неандертальцы появились там, закрытый лес уступил место большим открытым пространствам, отчасти из-за пожаров.

“Вопрос, конечно, в том, открылся ли он из-за прихода гомининов, или гоминины пришли, потому что он был открыт? Тем не менее мы нашли достаточно доказательств, чтобы заключить, что охотники-собиратели держали эту область открытой по меньшей мере 2000 лет”, — объясняет Робрукс.

Сравнительное исследование, проведенное лейденским палеоботаником профессором Корри Бейкельс, показало, что на аналогичных озерах в этом районе, где бродили те же животные, но где нет следов неандертальцев, густая лесная растительность осталась в значительной степени нетронутой.

До сих пор считалось, что только когда люди занялись сельским хозяйством около 10 000 лет назад, они начали формировать свою окружающую среду, например, вырубая деревья для создания полей. Но многие археологи считают, что это началось гораздо раньше, в меньших масштабах, и, по словам Робрукса, Ноймарк-Норд является самым ранним примером такого вмешательства. Новые результаты исследований важны не только для археологии, как отмечается, но и для дисциплин, связанных, например, с восстановлением природы.