Неандертальцы не уступали кроманьонцам в ловкости рук и когнитивных способностях

Группа международных ученых обнаружила, что неандертальцы использовали костяные орудия труда примерно так же как кроманьонцы. Они держали инструменты аналогично тому, как художник держит кисть. Статья об исследовании опубликована в журнале Archaeological and Anthropological Sciences. Информацией делится ТАСС со ссылкой на пресс-службу Российского научного фонда.

“Вопреки существующим стереотипам, мелкая моторика неандертальцев была близка к аналогичным характеристикам современных людей. Поскольку этот навык также отражает когнитивные способности, можно предположить, что неандертальцы существенно не отличались от нас с вами”, — сказала Ксения Колобова, заведующая лабораторией Института археологии и этнографии СО РАН (Новосибирск) и один из авторов исследования.

Достаточно долго считалось, что неандертальцы заметно уступали кроманьонцам и другим ранним Homo sapiens в культурном развитии. Предположительно, они не умели говорить, не имели культуры, религии и даже не умели добывать огонь. Однако раскопки последних лет в Хорватии, Израиле и Испании показывают, что эти представления были ошибочными.

В частности, ученые собрали коллекцию экспериментальных костяных ретушеров (инструментов для обработки каменных орудий), которые при использовании держались тремя или всеми пальцами руки.

Затем они определили площадь активной зоны ретушера (место инструмента, которым наносился удар по каменному орудию) и объем костных фрагментов, отлетавших от инструмента.

Оказалось, что при “полном” хвате в удар костяным орудием автоматически вкладывался больший силовой импульс, тогда как при работе тремя пальцами работа была более тонкой.

“При сравнении экспериментальных данных с материалами археологической коллекции пещерного памятника Чагыр, который был заселен восточными неандертальцами 50-60 тысяч лет назад, было установлено, что большинство ретриверов на пещере удерживались тремя пальцами руки”, — говорится в публикации.