Описан предок позвоночных – Termonerpeton makrydactylus, утонувший 330 млн лет назад

Палеонтологи из Кембриджского университета описали новый вид одного из первых наземных позвоночных – Termonerpeton makrydactylus. Возможно, он был похож на ящерицу, но это была не рептилия. Они жили 330 миллионов лет назад. Особый интерес для ученых представляют их задние ноги с необычайно длинными пальцами. Об окаменелости рассказало издание Naked Science.

Описан предок позвоночных - Termonerpeton makrydactylus, утонувший 330 млн лет назад

Находка была сделана в Шотландии в известняке Ист-Керктон, в котором сохранились останки ряда животных, населявших Землю в ранний каменноугольный период. В то время в Шотландии был экваториальный климат, обильная растительность и даже действующие вулканы, что не имеет ничего общего с ее современными ландшафтами.

Ранее там уже были обнаружены семь видов доисторических позвоночных, а теперь к ним присоединился восьмой – Termonerpeton makrydactylus. Его название можно перевести как “ползающий по краю и имеющий длинные пальцы”. Это животное было размером всего полметра и имело короткие и толстые лапы. Ученые считают, что оно было древним примитивным предком наземных позвоночных.

Останки древнего животного находились на дне озера, которое не было связано с другими водоемами. Но при жизни животное жило на берегу, и, вероятно, оно утонуло в озере.

“После этого в этом озере очень долго не было ни рыбы, ни других водных животных”, — уверены специалисты.

Зато были найдены окаменелые останки скорпионов, многоножек и даже безногих позвоночных, похожих на змей. Палеонтологи считают, что они случайно упали в озеро или были кем-то загнаны туда и не смогли выбраться. А может быть, температура воды в озере была очень высокой, или ядовитый химический состав воды.

Вновь описанные существа отдаленно напоминали ящериц с толстыми короткими ногами с необычно длинными четвертыми (“безымянными”) пальцами.

Для учёных – это особенно ценная находка, поскольку она пополняет знания о ранней эволюции конечностей позвоночных, которые в то время “пробовали” различные конструкции ног.