PLoS One: Наши предки создавали первую в мире анимацию с помощью пламени костра

В журнале PLoS One опубликована статья, описывающая исследование ученых из Университета Йорка (Великобритания), в ходе которого специалисты изучили один из видов палеолитического искусства – гравированные таблички. Эти таблички представляют собой небольшие плоские камни, на которых были изображены люди, животные и различные абстрактные символы.

PLoS One: Наши предки создавали первую в мире анимацию с помощью пламени костра

Ранее археологи затруднялись определить их назначение. В новой работе ученые описывают 54 таблички, найденные в середине XIX века на юге Франции во время раскопок, которые проводились в скальном убежище Монтастрюк.

На большинстве камней выгравированы козы, бизоны, лошади и олени, есть изображения птиц, параллельных линий и предметов, которые не удалось идентифицировать. Самые крупные гравюры были размером как лист бумаги формата А4 и толщиной до 3 см. Большинство из них были в два раза меньшего размера.

Оказалось, что на всех бляшках видны следы многократного нагрева от 100 до 300 °С, что свидетельствует о том, что они часто лежали у костра. Археологи считают, что их положили возле огня для создания “анимации”, которая происходит из-за игры света. Они даже провели эксперимент, изготовив и положив возле костра подобные плакетки, специалисты смогли наблюдать, как “оживают” картинки.

Например, изображения табунов лошадей и горных козлов при движении пламени становились динамичными – животные начинали “бежать”. Ученые также считают, что плакетки имели утилитарное значение. Сначала их грели возле костра, а затем с их помощью согревались в холодные зимние дни.